Вечером 24 мая лидеры «нормандской четверки» серьезно поговорили с Путиным.
С 25 мая, то есть, с момента освобождения Надежды Савченко мы наблюдаем существенную смену настроений в Кремле. Решение об обмене стало для меня полной неожиданностью.
Владимир Путин откровенно издевался над Украиной, Савченко и западными партнерами. Несколько раз сорвал переговоры по освобождению летчицы. Было очевидно, что он настроен на длительное, садистское представление. Но в канун освобождения Савченко лидеры «нормандской четверки», видимо, очень серьезно поговорили с главой Кремля. Подозреваю, что Ангеле Меркель и Франсуа Олланду просто надоел троллинг Путина.
Обмен Савченко стал лишь первой неожиданностью, после этого они повалились одна за другой. Сначала пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал что-то в духе: да пусть Украина забирает этот Донбасс (из соображений гуманизма). Затем главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который всегда транслирует позицию власти, заявил, что проект «Новороссия» окончательно закрыт. Далее глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что Россия не признает ДНР и ЛНР. И, наконец, появились сообщения о том, что Москва готова обсудить вопрос направления полицейской миссии ОБСЕ в Донбасс, хотя до этого категорически отбрасывала подобную идею.
Это свидетельствует об определенной смене тактики Кремля. Конспирологи объясняют это некой маскировкой и подготовкой к страшным военным ударам, но я не разделяю такую точку зрения. Москва прекрасно понимает, что последует за повышением градуса напряжения – об этом четко заявили лидеры Большой семерки. Кремлю сейчас не до новых военных авантюр. Он пытается любыми средствами втолкнуть непризнанные республики в политическое тело Украины, чтобы те, как раковая опухоль, разлагали страну и торпедировали европейский вектор ее развития.
Последний год задача состояла в том, чтобы соблазнить Киев идеей сохранения территориальной целостности, взяв Донбасс, находящийся под реальным контролем Москвы, в политическое поле Украины. Не получилось, поэтому Россия готова пойти на уступки: возможно даже снизить подконтрольность ДНР/ЛНР Кремлю, разрешив там появиться вооруженным силам ОБСЕ; соблазнив Запад и Украину разного рода уступками, все-таки втолкнуть непризнанные республики в политическое поле Киева, но не отказавшись от контроля над ними полностью. Кажется, такую игру сейчас ведет Кремль.
Украинская сторона хочет разместить наблюдательные пункты и вооруженные силы ОБСЕ на границе с Россией. Это ключевой вопрос: пока Украина не вернет контроль над границей, соглашаться на внедрение ДЛНР в состав страны, на мой взгляд, не стоит. Этому Москва будет сопротивляться до самого конца. Тем не менее, видно, что в этом противостоянии Кремль дрогнул и начал отступать. Нужно додавить наступление до конца и добиться контроля над границей. В противном случае это лишь пустые разговоры и попытка легитимировать своих бандитов.
Когда будет восстановлен контроль над границей, данные территории снова будут украинскими. После этого можно проводить и выборы, пусть даже на них значительную поддержку получит «Оппозиционный блок». Но это уже политическая жизнь Украины по законам Украины.
Мое ощущение таково, что политический истеблишмент Москвы готов заключить такую сделку: мы уходим из Донбасса, но сохраняем за собой Крым. Судя по всему, и Запад может на это согласиться. Тем не менее, лично Путин пока не готов к подобному решению. Ему все-таки хочется сохранить определенный контроль над «ДЛНР», чтобы осуществлять свой план влияния над Украиной в целом. И ключевой вопрос здесь – контроль над границей.