Создатель криптовалюты Bitcoin Сатоси Накамото остаётся самым загадочным миллиардером на планете. Это один или несколько человек, личность(-и) которых никому не известны. Точнее, не известны широкой публике. По словам известного интернет-предпринимателя и инвестора Александра Мьюса (Alexander Muse), который ссылается на свои источники в Министерстве национальной безопасности, специалистам всё-таки удалось деанонимизировать Сатоси с помощью систем тотальной прослушки PRISM, MUSCULAR и стилометрии. Впрочем, достоверность источника никто не проверял — и далеко не факт, что АНБ не ошиблось в своих вычислениях. По крайней мере, обнародовать настоящее имя Сатоси никто не собирается.
Независимо от достоверности результатов расследорвания, очень интересно, какие методы использует АНБ для деанонимизации пользователей, которые публикуют в интернете много текстов: на форумах, в незащищённых чатах, в письмах по электронной почте.
Поиски создателя Bitcoin идут много лет.
Проведённый в 2011 году лингвистический анализ всех онлайновых сообщений от имени Сатоси Накамото (≈80 тыс. слов на форумах и в письмах рассылки) показал, что этот человек отлично владеет английским языком, пишет в ярком и чётком стиле и допускает очень мало опечаток. В самом первом сообщении он использовал американский английский, но после этого полностью переключился на классическое правописание с использованием таких слов как colour вместо color, grey вместо gray и так далее, украшая тексты изысканными фразами вроде bloody hard.
Одновременно с лингвистическим анализом был проведён анализ программного кода. Он позволил сделать вывод, что разработчик программы — «программист мирового уровня с глубоким знанием C++ и обширным бэкграундом в области криптографии, экономики и P2P-систем».
Одновременно с независимыми специалистами свою работу по деанонимизации легендарного криптографа провело АНБ. Они использовали методы стилометрии.
Что такое стилометрия на практике? Как известно, люди склонны повторяться в текстах. Даже самый умный человек может иногда использовать одну и ту же фразу дважды. Особенно это касается технических терминов и формулировок, где шаблонность высказываний особенно высока.
Эту особенность использовали в АНБ. По словам Мьюса, специалисты применили стилометрический метод под названием «авторский инвариант». По определению, это количественная характеристика литературных текстов или некий параметр, который однозначно характеризует своим поведением произведения одного автора или небольшого числа «близких авторов», и принимает существенно разные значения для произведений разных групп авторов. Авторский инвариант традиционно применяется в задаче идентификации авторства текста.
В данном случае известные тексты Сатоси сравниваются с триллионами образцов текстов других авторов в интернете. В частности, АНБ определило 50 самых популярных слов (фраз?) в текстах Сатоси. Затем его тексты разбили на 5000 текстовых фрагментов, для каждого из которых была рассчитана частотность этих 50-ти слов. Результатом стало уникальный идентификатор каждого фрагмента из 50-ти цифр. Затем, объясняет Мьюс, каждое из полученных чисел было помещено в 50-мерное пространство и спроецировано на плоскость с использованием метода главных компонент. В результате получили некий цифровой отпечаток текстов Сатоси Накамото, который устанавливает его авторство.
Получив отпечаток, АНБ поставило задачу установить личность автора. Для этого они просканировали массивный архив электронных писем, сохранённый в процессе прослушки почтовых систем Google, Yahoo и других (система PRISM). Кроме того, с цифровым отпечатком сравнили данные, полученные в процессе архивирования всего интернет-трафика из дата-центров Google, Yahoo, Amazon и Facebook через закладки на оптоволоконных кабелях около дата-центров — система MUSCULAR (американский аналог закона Яровой).
В итоге, с уникальными отпечатками Сатоси сравнили письма и чаты одного миллиарда человек, чтобы выявить его личность. Как сообщается, процесс занял менее месяца и дал положительный результат.
Зачем АНБ озаботилось таким проектом? Источник Мьюса говорит, что в первое время администрация Обамы с подозрением отнеслась к проекту Bitcoin. Высказывалась версия, что Сатоси Накамото может быть российским или китайским агентом, а сам биткоин угрожает мировой финансовой системе. Знание личности Сатоси должно было помочь установить его мотивы. Каковы результаты расследования — неизвестно. Но факт в том, что тотальная прослушка трафика помогает деанонимизировать многих пользователей интернета средствами стилометрии.
Лингвистическое расследование Пенеберга
Нужно заметить, что ещё в 2011 году профессор журналистики и профессиональный лингвист Адам Пененберг из Нью-Йоркского университета провёл лингвистический анализ текстов Сатоси. По его мнению, разработчик Bitcoin умышленно использовал британскую маскировку, чтобы затруднить лингвистический анализ своих текстов, то есть он обладает незаурядным интеллектом и знает, как можно замести следы. Так что АНБ вполне могло попасть впросак.
В ходе своего расследования Адам Пененберг в течение нескольких месяцев изучал тексты Сатоси Накамото и проверял его специфические фразы. В конце концов журналиста ждала удача — он обнаружил, что специфическое сочетание слов [computationally impractical to reverse] встречается в интернете всего 26 раз, в основном — это копии из того самого документа. Но есть ещё один документ с тем же самым сочетанием слов. Это заявка на патент США № 20100042841 Updating And Distributing Encryption Keys, опубликованная в открытом доступе 18 февраля 2010 года. В данной заявке описывается криптографическая система, во многом основанная на тех же принципах, что и технология Bitcoin. Внимание исследователя привлёк один факт. Заявка на патент подана 15 августа 2008 года, а домен bitcoin.org зарегистрирован 18 августа 2008 года — ещё одно совпадение.
Авторами патентной заявки указаны три человека — Нил Кинг (Neal King), Чарльз Брай (Charles Bry) и Владимир Оксман (Vladimir Oksman). Дальнейшее расследование позволило предположительно определить личности этих людей. Все они являются авторами ещё нескольких патентов, близких к технологии Bitcoin.
Нил Кинг и Чарльз Брай — жители Мюнхена (Германия), а Владимир Оксман, возможно, это программист российского происхождения Владимир [Вова] Оксман, который живёт в Нью-Джерси и работает в компании Samsung (на данный момент Владимир перешёл на работу в Goldman Sachs, профиль LinkedIn).
За два месяца до запуска Bitcoin.org эти трое зарегистрировали ещё одну патентную заявку, которая тоже говорит сама за себя: Key Management For Communication Networks.
Лучше всех под лингво-психологический портрет Сатоси Накамото подходит Нил Кинг, считает автор расследования. Судя по его профилю на Facebook, это очень образованный и фантастически начитанный человек, он оставил отзывы к 46 книгам на Amazon, в том числе по астрономии, биологии, криптографии, лингвистике, литературе, математике, философии и физике. Причём эти отзывы написаны в отличном литературном стиле, очень чисто, без единого лишнего слова и опечаток, точно как Сатоси Накамото. Впрочем, как и остальные потенциальные соавторы, Нил Кинг опровергает свою причастность к Bitcoin. Шесть лет назад на прямой вопрос он дал весьма пространный ответ и высказался в том смысле, что вообще никогда не слышал о Bitcoin и ему пришлось изучить статью в Википедии.
Криптолог, который не слышал о Bitcoin — примерно то же самое, что и журналист, не знающий про твиттер, считает Адам Пененберг. Он также напомнил несколько примеров, как многие известные писатели и изобретатели издавали свои произведения анонимно и поначалу опровергали факт авторства. Впрочем, немногим удавалось навсегда сохранить анонимность.
Заслуженное богатство Сатоси Накамото
В 2013 году специалист по безопасности Сергио Лернер (Sergio Demian Lerner) провёл тщательный анализ начальных транзакций и убедительно доказал, что c 3 января 2009 года по 25 января 2010 года майнингом занимался практически только один человек, и абсолютное большинство добытых в то время монет хранятся у него до сих пор.
Очевидно, что этим самым человеком был создатель криптовалюты, которого мы знаем под псевдонимом Сатоси Накамото.
Алгоритм Bitcoin предполагает возрастание сложности транзакций при стабильном поступлении новых денег в систему, так что в первое время генерировать монеты было очень просто. Обычного CPU класса Pentium было вполне достаточно, чтобы получать по 50 BTC каждые 10 минут.
Конечно, нельзя на 100% утверждать, что сгенерированные в первое время монеты принадлежат Сатоси, но факт в том, что некто начал майнинг с первого блока и продолжал его целый год на стабильной скорости около 7 мегахэшей в секунду, с небольшими паузами примерно каждые 100 часов, предположительно, для резервного копирования кошелька.
По оценкам автора, Сатоси в первые месяцы добыл около 1 миллиона монет.
Вообще, из 1814400 первых сгенерированных монет около 1148800 BTC никогда не тратились, то есть около 63%. Возможно, почти все эти монеты до сих пор находятся в распоряжении Сатоси.
Биткоин и закон Мура
Казалось бы, совсем недавно мы радовались, что биткоин достиг паритета с долларом, хотя уже тогда кое-кто высказывал мнение, что это некий цифровой пузырь, который скоро лопнет. Тем не менее, стоимость с тех пор растёт в геометрической прогрессии, фактически, подчиняясь закону Мура, то есть примерно удваиваясь за равные промежутки времени.
О том, что биткоин подчиняется закону Мура, в недавнем интервью Business Insider UK говорил гарвардский учёный Деннис Порто.
По словам Порто, у быстро развивающихся технологий есть определённая скорость удвоения, что означает удвоение их эффективности за последовательный, повторяемый промежуток времени. Обычно закон Мура применяли к процессорам на микросхеме, но в широком смысле его можно применить к любой цифровой технологии, которая демонстрирует экспоненциальный рост. По подсчётам Порто, если тенденция продолжится и дальше, то стоимость 1 биткоина к февралю 2021 года превысит $100 000.
В этом случае состояние Сатоси Накамото вырастет примерно до 100 миллиардов долларов США, при условии, что он удержится от соблазна продать биткоины раньше. А также при условии, что доллары США останутся в обращении к тому времени. Будь это один человек или несколько, он в полной мере заслужил свои деньги.
А ведь критики ещё семь лет начали твердить, что мы наблюдаем пузырь вроде тюльпаномании 17 века. Разговоры о «пузыре» начались, когда курс 1 BTC резко вырос с $0,15 до $1,10 за короткий промежуток времени.