«Снижение нефтегазовых расходов оздоровляет экономику», — заявил Путин, после чего экономика оздоровилась до 76 рублей за доллар. Еще немного — и богатырское здоровье обеспечено: мертвые не болеют.
Я не понимаю одного: зачем он продолжает давать интервью зарубежной прессе? Свои подведомственные, конечно, и заголовочек правильный поставят, и в топ выведут, но ведь на Западе вот это все прочитают инвесторы. Им никакой Киселев не объяснит, что 100 рублей за доллар — это самое лучшее будущее и признак здоровья экономики.
Инвесторы посмотрят на курс, потом на Путина, потом на санкции и антисанкции — и уйдут себе бочком от греха подальше. Потому что не увидят ни понимания ситуации, ни решений.
Впрочем, это не только зарубежные инвесторы — это и наши отечественные бизнесмены, с которыми я (имена, простите, опущу), встречался на новогодних праздниках. Еще два года назад они были вполне себе «за», надеялись на господдержку, а теперь не то что «против», а лютая, рьяная ненависть. Но на публике они опускают глаза и отмалчиваются — это и есть те самые 86%, молчаливое большинство, которое только ждет повода.
Оздоровление экономики — это уход от нефтегазовых доходов. Только его-то и нет. Падение цен на нефть сопровождается рекордными объемами ее добычи, и зияющую пустоту бюджета, сверстанного из 50 долларов за баррель, заполнить нечем: ни лесом, ни соболями, ни пенькой. А рубль, между тем, будут обваливать и дальше: иначе бюджету никак не сойтись. Так что «оздоровление» продолжится.