На этой неделе Европейский союз объявил о намерении ввести санкции против Польши, Венгрии и Чехии за отказ принять беженцев и мигрантов в соответствии со схемой 2015 года. Она была создана с целью облегчить бремя Греции и Италии, куда стекались потоки мигрантов с Ближнего Востока и Африки.
Конфликт между ЕС и тремя странами Вишеградской группы сводится не к одной лишь руководящей роли, которую ЕС берет на себя в подобной чрезвычайной ситуации (которую создал сам), но и к будущему европейского правительства. Трудно не признать правоту несогласных стран. Венгрия, Чехия и Словакия проголосовали против соглашения 2015 года. В то время правительство Польши его поддержало, но последующие выборы привели к тому, что к власти пришла новая партия, которая план отвергла.
На этой неделе мэр Рима, Вирджиния Раджи, попросила итальянское правительство перекрыть поток людей в ее город. Раджи – член движения «Пяти звезд», известного своим евроскептицизмом и неприятием миграции. Ее избрание само по себе было сигналом бедствия, посланным электоратом. И Раджи подала еще один сигнал итальянскому правительству, заявив, что «придумывать дальнейшие схемы размещения невозможно, а также рискованно».
Но план ЕС по наложению санкций на Восточную Европу был встречен необычайно откровенными ответами от местных инакомыслящих. Министр иностранных дел Польши Мариуш Блащчак сказал, что принятие мигрантов повлечет за собой худшие последствия, чем санкции ЕС. «Безопасность Польши под угрозой, - сказал он.- Мы не должны забывать о террористических атаках, которые имели место в Западной Европе и странах ЕС». Правда в том, что большинство почти в каждой европейской стране говорит, что миграцию из мусульманских стран в Европу необходимо замедлить или полностью прекратить.
Когда общественное настроение склоняется в одну сторону, и настроение политического класса – в другую, такие принудительные меры, как санкции, неизбежны. Но принуждение может представлять опасность для будущего европейского проекта.
На этой неделе экс-президент Чешской Республики Вацлав Клаус выступил с резким осуждением схемы ЕС: «Мы протестуем против попытки наказать нас и заставить нас повиноваться». Он сказал, что его страна должна подготовиться к полному выходу из Европейского союза. Но он также обличил весь подтекст, скрывающийся за миграционной политикой: «Мы отказываемся превращать свою страну в то многокультурное общество, какое мы сейчас видим во Франции и Великобритании».
В прошлом году западноевропейские политики часто ругали правительства Восточной Европы за отступление от европейских ценностей – «открытого общества» и демократии. Но что больше похоже на открытое демократическое общество, Париж с его достопримечательностями под вечным патрулем, или безопасный Краков?
Правительства Восточной Европы имеют право отказаться от плана 2015 года. Во-первых, он основан на лжи. Политика Западной Европы в отношении «беженцев» была нечестной от начала до конца. Подавляющее большинство прибывающих не спасаются от войны в Сирии или Ираке. Они прибывают из Чада, Афганистана и Эритреи в поисках экономических возможностей.
Опасения внушает и тот факт, что в Германии, Франции и Великобритании уже есть исламские и иммигрантские гетто, которые смогут прятать у себя новоприбывших. Принятие мигрантов Польшей, Венгрией и Чешской Республикой означает создание новых гетто вопреки желаниям жителей и разрушительного цунами общественного мнения.