"ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТРАНЗИТА: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ" - Игорь Яковенко

"ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТРАНЗИТА: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ" - Игорь Яковенко

Краткие тезисы публичной лекции

Почему мы, те кто считает себя демократами, сторонниками европейского пути развития России, проиграли в девяностых, в нулевых и в десятых. И как нам, а точнее уже вам не проиграть двадцатые. Прежде всего, обозначу жанр и формат этого разговора. Это не проповедь и даже не вполне лекция. Сегодня утром я читал лекцию студентам МГИМО, и это была передача знаний. Предмет нашего сегодняшнего разговора требует совершенно иной модальности. Я собираюсь делиться не знаниями о транзите, которых у меня нет, а размышлениями о нем.

И еще одно предварительное замечание. Часто, объясняя постоянные неудачи либеральных и демократических реформ в России говорят, что нам достался «не тот народ»: мол, русские, россияне – какие-то генетические уроды, пьяницы, бездельники, с врожденной склонностью к рабству. Я отвергаю эту точку зрения по двум причинам: во первых это нацизм, который мне отвратителен в любой форме, а во-вторых, эта точка зрения лжива, поскольку я вокруг себя вижу множество людей, которые ее опровергают самим своим существованием.

1.      Ошибки девяностых, нулевых и десятых: вождизм, экономикоцентризм и москвацентризм, ставка на «простые решения», увлечение ложными маяками и «болотными огоньками», отсутствие внутреннего диалога, административный соблазн.

В чем состояли ошибки движения «Демократическая Россия» в начале 90-х, партий Гайдара и Явлинского середины 90-х, СПС, того же «Яблока» в нулевых, белоленточной революции 2011-2012 годов и протестных движений сегодняшнего дня?

Выделю 7 основных ошибок, хотя их было, несомненно, больше.

Ошибка № 1. Вождизм

Болезнь практически всех российских партий и движений. Симптомы болезни – бездумная поддержка лидеров, фактический запрет на критику, элементы культа личности, отбор руководства и аппарата по принципу личной преданности.

Движение «Демократическая Россия», возникшее как блок в 1989 году, триумфально выиграло выборы в парламент РСФСР 4 марта 1990 года – более 300 народных депутатов РСФСР. Ельцин – председатель ВС РСФСР, затем президент, Попов и Собчак – мэры Москвы и Питера. «ДемРоссия» - основа сопротивления ГКЧП.

Затем «ДР» превращается в структуру по обслуживанию президента, а точнее его администрации. Поддержка суперпрезидентской Конституции РФ, безоговорочная поддержка гайдаровских реформ, подавление внутренней дискуссии послужили причиной выхода группы несогласных, включая Юрия Афанасьева и Марину Салье.

Уход многих ключевых активистов движение в органы исполнительной власти (ошибка № 7 – административный соблазн) усилил утрату субъектности «ДР» и превращение ее в бессмысленное охвостье власти.

Как итог – резкое снижение, а затем и исчезновение политической роли «ДР». Продолжателем «ДР» стал блок «Выбор России», партия «Демократический выбор России», а затем СПС. Электоральные итоги «ВР» - «ДВР»: 1993 год – 15% (2 место после ЛДПР – 25%), 1995 год – 3,8% - не проходит в Госдуму. Причин несколько, в том числе и та, о которой скажу ниже, а именно то, что сохраняя основной антикоммунистический посыл партии «ДВР» превратилась в движение «не туда», в движение «ретро», в генералов, воюющих на предыдущей войне.

Примерно той же болезнью вождизма страдает партия «Яблоко», партия Навального и практически все российские оппозиционные партии. Провластные, естественно, тоже, но мы сейчас не о них, они пусть болеют чем угодно.

Ошибка № 2. Экономикоцентризм.

Наследие марксизма: базис – первичен, надстройка – вторична. Увлечение экономическими реформами без создания институтов демократии. Была иллюзия, что достаточно провести приватизацию, создать класс собственников и дальше Россия превратится в Великобританию или в США. Вместо этого Российская коммунистическая империя превратилась в Российскую фашистскую империю.

Причина – в отсутствие институтов демократии. Приведу один из многих примеров – нежелание реформировать СМИ, выпускать их из рук государства и олигархов. В демократическом мире дуальная система ТВ – общественное + частное.  В России было создана государственно-олигархическая модель. При поддержке и попустительстве демократов и либералов. Это стало основой воспроизводства авторитарной, а затем и тоталитарной модели государства. И Ельцин образца 1996 года и Путин стали полностью телевизионными продуктами. И тот и другой вышли из государственно-олигархического телевизора. Не случайно первым шагом к построению путинизма стало уничтожение НТВ.

Ошибка № 3. Москвацентризм.

Москвацентризм – это проявление имперства, это суть и становой хребет режима. Нельзя бороться с имперством когда ты сам болен той же болезнью. А у нас весь протест москва- центричен. Та же партия Навального, то же Яблоко, тот же Парнас. Партии не складываются из региональных отделений, а представляют собой вертикаль.

Эта конструкция не учитывает главный тренд и исторический вызов России, который заключается в том что уже более 100 лет происходит распад Российской империи – 1917-й, затем 1991-й, сейчас – третий этап. Российский протест не слышит этот шопот русской истории, не слышит треска распадающейся империи и строит свои структуры, как будто им на века придется жить в империи. Она рухнет, а мы будем к этому не готовы как оказались не готовы к распаду СССР.

Ошибка № 4. Ставка на «простые решения»

Только один пример из тысяч: политический кризис 1993 года. Хасбулатов, Руцкой, Макашов – все это было абсолютное зло. Но как так получилось, что двое из этой тройки были союзниками, а стали лютыми врагами. Вместо сложной политической работы было принято простое решение – управлять указами вместо законов. В итоге – жесткое противостояние парламента и президента и кризис, выходом из которого стал Указ 1400, ликвидация парламента и сверхпрезидентская Конституция, таившая в себе зародыш путинизма.

Ошибка № 5. Ложные маяки и «болотные огоньки»

Отсутствие института репутации и конъюнктура. Примеры:

Михаил Прохоров – президентская кампания 2012 года. Случайный человек в демократическом движении стал главным кандидатом от демократической оппозиции и после кампании исчез из политики.

Ксения Собчак – избрание в КСО в 2012 году (4-е место) под лозунгом «не бороться за власть, а влиять на нее» и президентская кампания 2018 года  как 100%  спойлерство.

Михаил Светов – сознательное нарушение границы Украины, поддержка гомофоба и нациста Германа Стерлигова и ложь про Гудкова старшего (подробности –в программе «Святая оппозиция -1»).

Вячеслав Мальцев – движение Артподготовка – революция 5 ноября 2017 года (нумерология) сотни людей арестованы, десятки получили тюремные сроки, Мальцев прекрасно себя чувствует за границей.

Валерий Соловей – защищал Сталина в эфире у Соловьева, затем в 2012 году создал и возглавил националистическую партию «Новая сила», сейчас поражает неокрепшие умы либералов рассказами о том, что Путин болен, вот-вот уйдет и власть уже не у него, а у каких-то неведомых людей.

Ошибка № 6. Отсутствие внутрипартийного и внутрипротестного диалога

Вы можете привести примеры открытых публичных дискуссий, которые в последние годы оказались бы в центре общественного внимания, овладевали бы умами?

Даже в свирепые советские годы в 1925 году был устроен диспут между Луначарским и митрополитом Введенским.

Философская и не только мысль 20 века была бы неполна без великого диспута Маха и Больцмана о реальности атомов или без столкновения умов Карла Поппера и Людвига Витгенштейна по поводу реальности философских проблем.

Политический процесс на Западе немыслим без предвыборных дебатов, которые в России приобретают характер взаимного использования т.н. галопов Киша, когда оппоненты поливают друг друга бессвязными и абсурдными обвинениями и побеждает тот, кто издаст больше бессвязных воплей в единицу времени.

Единственная содержательная дискуссия на моей памяти состоялась перед выборами 2012 года между Навальным, Каспаровым и Немцовым.

Отсутствие публичной дискуссии между, например Гайдаром и Явлинским, или между Навальным и Ходорковским порождает дисфункцию самосознания протеста, вынуждает ориентироваться не на программы и ценности, а на привлекательность и обаяние личности, порождая вождизм.  

Ошибка № 7. Административный соблазн

Низкий престиж партийной деятельности приводит к оттоку наиболее деятельных и амбициозных политиков и активистов в органы исполнительной власти.

2.      Что такое принцип политической дополнительности и как он может помочь демонтировать путинский режим.

Три формы протеста: участие в выборах, уличный протест и эмигрантский протест должны – не объединиться, надо забыть и запретить это слово! – а дополнять и координировать друг друга. Эта власть на выборах не сменится, но выборы могут стать триггерным событием для уличного протеста, а роль эмиграции в давлении на общественное мнение Запада для ужесточения санкций с целью ослабить режим.

3.      Дорожная карта транзита: мир «после Путина» настанет внезапно – что надо делать в первые три месяца.

Было бы полным безумием и самонадеянностью заявлять о программе первоочередных норм «после Путина» не имея представления о том, как именно произойдет обрушение путинского режима. И, тем не менее, надо уже сейчас обсуждать эту программу.

Возможные пять пунктов первоочередных мер. Люстрация. Судебная реформа. Реформа полиции и ФСБ. Реформа СМИ, ликвидация государственных медиа, создание общественного ТВ. Заявление о начале процедуры восстановления украинской юрисдикции Крыма и Донбасса.

4.      Как не стать генералами, готовящимися к минувшей войне.

Пример с ДВР, который не прошел во вторую Госдуму, поскольку продолжал бороться с коммунизмом. Это не значит, что не надо противостоять коммунистической идеологии, тем более сталинизму. Вопрос в выборе главного лозуга кампании. В конце 80-х это была 6-я статья Конституции, на которой висел Советский Союз. Вынули 6-ю статью и СССР не стало. Что сегодня является таким крюком? Это далеко не праздный вопрос.