Галина Польских. На сегодняшний момент в ее фильмографии – более 150 работ, и она продолжает сниматься, ежегодно участвуя в нескольких проектах. Поначалу режиссеры видели ее только в драматическом амплуа, но позже Галина Польских проявила себя как острохарактерная и комедийная актриса. Одной из первых таких работ стала главная роль в фильме «Суета сует», где ее партнером был Фрунзик Мкртчян. О том, как снимали отдельные эпизоды, в особенности сцены с поцелуями, можно было бы снять еще одну комедию…
Этот фильм стал первой серьезной режиссерской работой Аллы Суриковой – до этого она снимала только короткометражки и телепрограммы. Снять комедию по сценарию Эмиля Брагинского – постоянного соавтора Эльдара Рязанова – ей посоветовал ее педагог, Георгий Данелия. Брагинский и Сурикова быстро нашли общий язык, решив, что «фильм «Суета сует» должен быть добрым, чуть смешным, порой печальным и, что особенно важно, правдивым».
Замысел сценария родился у Брагинского в типичных житейских обстоятельствах. Он рассказывал: «Однажды мне пришлось присутствовать на свадебной церемонии в одном из столичных загсов. В то время как заведующая поздравляла новобрачных, они имели неосторожность ступить на нарядный ковер машинной работы, занимавший большую часть зала. «Сойдите с ковра», – изменившимся голосом, без паузы сказала заведующая и сразу же вернулась к поздравлениям… Я подумал: а что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день… Героиня сценария «Суета сует» Марина Петровна, годами великолепно справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что называется, «при исполнении», вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая слова, объявил, что пришел просить развода…».
В главных ролях должны были сняться Людмила Гурченко и Олег Басилашвили, но на пробах Алла Сурикова, новичок в своем деле, чувствовала себя очень неуверенно – по ее словам, ей казалось, что это не она проводила кинопробы, а «две мегазвезды пробовали меня, молодого режиссера». К тому же Басилашвили опоздал на 2 часа (он параллельно проходил пробы в «Осеннем марафоне»), и Гурченко сильно нервничала по этому поводу. «Я поняла, что эта пара распадается, да и, если честно, осознавала, что для первой серьезной работы мне нужны не звезды, а актеры, с которыми я могла бы быть на дружественной ноге». Впрочем, Людмиле Гурченко и Олегу Басилашвили через 3 года все-таки было суждено встретиться на съемочной площадке в другом фильме – «Вокзал для двоих».
С исполнительницей главной женской роли Сурикова определилась довольно быстро. В образе сотрудницы ЗАГСа Марины Петровны, брак которой трещит по швам, очень органично смотрелась Галина Польских. А вот подобрать ей подходящего партнера оказалось намного сложнее. Но сценарий сам подсказал режиссеру правильное решение. Сурикова рассказывала: «Первая фраза в сценарии была такая. Муж приходит к жене в ЗАГС и говорит: «Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб, мне понравилась посторонняя женщина». И я мысленно подбирала мужчину, для которого эти слова были бы естественными. Любой человек русский должен был бы встать на цыпочки, чтобы произнести, или как бы комиковать. А для Фрунзика, который приходил, всовывал свой нос в дверь и говорил, что он пропал, что ему понравилась посторонняя женщина, – было искренним. И я его вычисляла и вычислила… Да, во-первых, грустные глаза. Во-вторых, это человек, который ставил в Армении «На дне» Горького как режиссер. То есть в нем была та глубина, то знание жизни и та требовательность к себе, которая давала право ему играть кого угодно, в любой стране».
Однако поначалу Брагинский не одобрил кандидатуру армянского актера – уж слишком выразительной была его внешность и акцент, что не предполагалось в сценарии. Но когда Мкртчян появился на пробах и произнес первые фразы, ему удалось очаровать всех членов съемочной группы, и Брагинский не только согласился отдать ему главную роль, но и специального для него дописал дополнительные сцены и диалоги, чтобы обыграть его колоритные национальные черты. Так появился диалог: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски!» – «Русский язык такой богатый, а я человек бедный…».
Уже само появление Борюси-Фрунзика в кадре рядом с Галиной Польских выглядело комичным. Еще более уморительно он смотрелся в образе героя-любовника, в сценах с молодой разлучницей Лизой, едва не разрушившей его брак с Мариной Петровной. Роль любовницы досталась красавице Анне Варпаховской. Для нее эта киноработа была одной из первых, и поначалу она воспринимала все, что происходит на съемочной площадке, как должное – ведь работают профессионалы, им видней. Но в одном из эпизодов молодая актриса заподозрила неладное – Фрунзик Мкртчян, очень не любивший дубли, сам требовал повторять без конца сцену прихода его героя к новой избраннице. По его словам, он никак не мог выбрать нужный «вариант поцелуя». На седьмом дубле актриса запротестовала.
Анна Варпаховская позже рассказывала, не в силах удержаться от смеха: «Я была молоденькой, хорошенькой, всего 25 лет. Пришла однажды на съемку, а режиссер и говорит: «Будем снимать сцену, где твоя героиня и Борюсик целуются». Я смущалась жутко. Один дубль, второй, третий. Весь день меня мучили, а Мкртчян всё недоволен, жалуется: «Да она целоваться по-настоящему не умеет!» Эта сцена в фильм не вошла, и только потом я поняла: Фрунзик настаивал потому, что ему очень понравилось целоваться. Кстати, когда у меня только родился сын Леня, на экраны вышла «Суета сует». Я лежала в родильном отделении, а женщины из всех палат прибегали посмотреть, похож ли мой сын на Фрунзика Мкртчяна. Знаете, после премьеры молва нас сразу поженила. Мне еще долгое время передавали для него приветы, спрашивали, как он поживает, были уверены, что мы муж и жена».
Очень трогательно Фрунзик относился и к своей экранной жене Галине Польских. Когда в финале его герой одумался и вернулся к супруге, он был так растроган, что расплакался по-настоящему – уж очень сочувствовал героине очаровательной Галины Польских. Настолько, что Суриковой показалось, что актер в тот момент действительно был готов на ней жениться.
Позже Алла Сурикова говорила, что этот фильм дал ей путевку в жизнь и стал удачным стартом ее режиссерской карьеры. За комедию «Суета сует» она получила приз «За лучшую режиссуру» на кинофестивале молодых режиссеров в Москве, а за первую неделю проката фильм посмотрело больше 25 млн зрителей!
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271119/44773/