Он воевал в Персидском заливе и Косово, где катапультировался прямо в лапы «тигра». Выжив, генерал Дэвид Гольдфейн возглавил Военно-воздушные силы США – и пошёл бы и дальше, если б не Трамп.
Американская военная база в северной Франции – вот место рождения Дэвида Гольдфейна. Его дед служил в ВМС США в годы Первой мировой, а отец Уильям пришел 17-летним пареньком в ВВС и прошел все ступени карьеры, был в составе 555-й истребительной эскадрильи во Вьетнаме. Все три его сына окончили Академию ВВС США.
Закончив военно-воздушную академию в 1983 году, Дэвид стал инструктором на авиабазе Шеппард, штат Техас. Потом служил на разных базах в Южной Каролине, Неваде и Айдахо, выполнял боевые задачи в ходе войны в Персидском заливе. В 1991-м Гольдфейн возглавлял поисково-спасательную миссию по обнаружению сбитого иракцами пилота «Харриера». Когда все уже прекратили поиски, он продолжил патрулирование, пока не вышел на связь со сбитым пилотом – в итоге Дэвид сам подавлял огонь противника до прибытия спасательной группы. Эта операция принесла ему первый Крест летных заслуг.
Летом 1995 года майора Гольдфейна назначили специальным помощником командующего ВВС США в Южной Европе, а три года спустя уже в звании подполковника он возглавил истребительную эскадрилью, базирующуюся в Авиано на северо-востоке Италии. Интересно, что это та самая 555-я эскадрилья, где в свое время служил его отец.
24 марта 1999 года войска НАТО решили вмешаться в гражданский конфликт между сербами и албанцами в Косово. Они бомбили Югославию с воздуха вплоть до июня – пока та не вывела свои войска из Метохии и Косово, где тут же была создана временная администрация миссии ООН. Гольдфейн принимал непосредственное участие в кампании и был одним из двух пилотов НАТО, сбитых во время операции. Это случилось ночью 2 мая в полнолуние – над западной Сербией его F-16 был подбит ракетой из советского зенитно-ракетного комплекса С-125. Один из двигателей был разрушен, но раненный осколками летчик успешно катапультировался, приземлившись на краю большого оврага.
Отстегнув парашют, вспоминал впоследствии летчик, он заскользил по склону, «словно Индиана Джонс». Избавившись от всех блестящих элементов экипировки, пилот стал пробираться через вспаханные фермерские поля, похожие, по его словам, на угодья Огайо. Было два часа ночи, но собаки и петухи просыпались от шагов незваного гостя. Пройдя три километра, Дэвид обнаружил относительно ровную площадку, откуда можно было координировать операцию по собственному спасению. Сообщив по рации координаты, Гольдфейн услышал шорох и обернулся на шум. «Что бы это ни было, оно встало на задние лапы. Я увидел глазки-бусинки и подумал, что это сербский тигр, но друзья объяснили, что речь, вероятно, шла о полевой мыши», – смеясь, рассказывал он о происшествии несколько лет спустя.
Вскоре военного обнаружил спасательный вертолет. Приземляясь, чтобы эвакуировать Дэвида, он сразу попал под огонь противника – позднее на фюзеляже обнаружили пять пробоин. Тем не менее все закончилось успешно: вертолет с Дэвидом на борту добрался до базы. С тех пор Гольдфейн каждый год в этот день отправляет команде того вертолета бутылку хорошего шотландского односолодового виски.
В 2001 году Дэвид выпустил книгу «Общий успех, личный провал: командование ВВС в XXI столетии». В начале нового века он служил на разных авиабазах в Штатах и Европе в должности командира истребительного авиаполка. В 2011-м – уже в чине генерал-лейтенанта – пилот возглавил Центральное командование ВВС США в Юго-Западной Азии. Затем в течение двух лет он был директором Объединенного штаба Пентагона. Получив звание полного, четырехзвездного генерала, в августе 2015 года Гольдфейн занял пост заместителя начальника штаба ВВС США.
26 апреля 2016 года министр обороны Эштон Картер объявил, что президент Обама назначил Гольдфейна 21-м начальником штаба ВВС. Еще до слушаний в Сенате тогдашний глава Комитета по вооруженным силам, сам в прошлом военный летчик Джон Маккейн отметил, что у кандидата «отличная биография и репутация», поэтому проблем с назначением не будет. Его утверждение в должности прошло без сучка и задоринки, и генерал стал во главе огромной структуры, к которой приписаны 685 тысяч человек и более пяти тысяч боевых машин.
Коньком своего пребывания на посту генерал сделал повышение роли эскадрилий – он считал их, насчитывающих от 18 до 24 самолетов, самой важной единицей ВВС. Дэвид выделял значительные ресурсы на решение их локальных проблем и предоставлял огромную свободу их командирам. Не менее важным новшеством стало продвижение платформы JADC2, позволяющей одновременно управлять боевыми операциями на земле и море, в воздухе, космосе и киберпространстве. «Мы сможем работать со скоростью, которая позволит использовать все наши возможности против противника», – заявил по поводу платформы генерал.
На каденцию Гольдфейна пришлось также развертывание F-35, создание космических сил США и глобальная пандемия COVID-19. Надо сказать, что в ВВС быстро адаптировались к новой реальности. Так, пилотам-курсантам теперь выдают портативный тренажер, который можно забрать домой и заниматься на нем в любое удобное время. «Все дело в повторении, – говорит Гольдфейн. – Ноутбук, очки виртуальной реальности и джойстик позволяют ученикам “подняться в воздух”, почти как в авиационном симуляторе. Вы делаете 50 петель в своей комнате. А потом садитесь в настоящий самолет, и знаете что? Ваша первая реальная петля весьма неплоха. Это означает меньшее количество вылетов, экономию времени и денег».
Правда, у самого генерала налет более 4200 часов не на симуляторах. Не говоря уж, что многие из этих часов он провел в кабине F-16 над вражеской территорией. За 37-летнюю карьеру пилот был удостоен многих наград, но, пожалуй, самая показательная – это орден Меча, которым подчиненные могут отметить своего командира, а не наоборот. Гольдфейн стал четвертым главнокомандующим, удостоенным этого ордена за всю историю американских ВВС.
Одно время у «первого летчика страны» был шанс стать и первым евреем, возглавившим Объединенный комитет начальников штабов. Это самый высокий пост в иерархии вооруженных сил США. Его кандидатуру поддерживали десятки именитых генералов, но президент Трамп все-таки назначил на этот высший военный пост Марка Милли.
Отбыв полную каденцию в должности главкома ВВС, Гольдфейн вышел в отставку. Соответствующий приказ огласила его дочь – капитан ВВС Даниэль Флеминг. Произошло это на церемонии передачи полномочий генералу Чарльзу К. Брауну-младшему, другу Гольдфейна и первому афроамериканцу на этом посту. Там же министр обороны Марк Эспер высоко оценил вклад Гольдфейна в создание малозаметного межконтинентального бомбардировщика B-21, который называют «первым бомбардировщиком нового типа в XXI веке».
«Министерство обороны и американский народ полагаются на таких лидеров, как генерал Дэвид Гольдфейн, планирующий на годы и десятилетия вперед, – сказал Эспер. – Именно эта стратегия мышления, а не только технологии или тактика, обеспечит безопасность нашей страны».