Отчитываясь о "победоносных победах" официального визита в ОАЭ представители власти не учли одну важную деталь: все их слова легко проверяются и приводят к неутешительным выводам.
По итогам официального визита в Объединенные Арабские Эмираты, прошедшего 14-17 февраля, украинская делегация во главе с президентом Владимиром Зеленским отчиталась о 3 млрд долларов инвестиций, которые сумела привлечь в Украину. Конечно, речь идет о рамочных договоренностях в формате меморандумов, т.н. “инвестициях вежливости” и тут уместны параллели с сентябрьским визитом в Великобританию, после которого власти тоже “привезли” 2,5 млрд фунтов (те же 3 млрд долл), так и не зашедших в страну инвестиций.
Но чтобы не впадать в огульный скептицизм сразу, “Буквы” решили все же проверить, насколько слова властей стыкуются с реальностью.
Нас даже не смутили жалобы оффрекордз одного из представителей бизнес-составляющей официальной делегации, охарактеризовавшего визит как “дорогую и бессмысленную PR-кампанию” Офиса президента и который не слишком оптимистично настроен в отношении его результативности. “В арабских странах не понимают такого наскока и чтоб говорилось сразу обо всем”, – объясняет он.
Сделаем лишь две критические ремарки:
1. Для объявления о том, что Украина обеспечит продовольственную безопасность третей страны, можно было подобрать более подходящий момент, чем период резкого роста цен на базовые продукты питания на внутреннем рынке и развернувшейся вокруг этого нервной общественной дискуссии.
2. Если государство Украина и ее руководство хотели поддержать аграрный экспорт в ОАЭ и в принципе сотрудничество в этой сфере, то было бы логично сместить визит всего на несколько дней и совместить его с посещением Gulfood – самой большой в мире профильной аграрной выставки, которая 21 февраля начинает работу в Эмиратах и где есть украинский стенд. “Вы не представляете, как повышает статус участника посещение стенда руководством страны”, – говорит один из бывших топ-чиновников, специализирующийся на международной торговле. То, что вместо этого визит захватил дату 14 февраля, День Влюбленных, и присутствие в делегации первой леди, еще раз заставляет подозревать его двойной смысл.
Итак, как именно Украина будет обеспечивать продбезопасность ОАЭ?
Представители властной команды в показаниях расходятся:
Согласно сообщению на сайте Офиса президента, речь идет о «создании агрохаба и трейдинговой компании с целью обеспечения продовольственной безопасности».
Из сообщения на Facebook странице министра аграрной политики Романа Лещенко понять что-либо сложно, так как оно полностью состоит из истеричных возгласов и топорной лести президенту: “Такого раньше не было! Украина, только вперед!”.
Советник главы офиса президента Тимофей Милованов сообщает, что наследный принц ОАЭ “дал задание своей команде увеличить товарооборот и инвестиции в агро с Украиной в 10 раз за несколько лет, то есть, довести до 2 млрд долларов в год”».
Эмиратские СМИ не подтверждают ничего из вышесказанного. «Буквы» уже писали, что заявления пресс-секретаря президента о небывалом интересе, якобы проявляемом местными медиа к визиту Владимира Зеленского не выдерживают проверки интернет-поиском
Но даже в этих скупых сообщениях нет ни слова о каких-либо новых договоренностях о поставках продовольствия, хотя приводится цитата Владимира Зеленского, что он готов их обеспечить: “Украина может и будет гарантом продовольственной безопасности Эмиратов … мы входим в число мировых лидеров по экспорту пшеницы, кукурузы и ячменя”, – сказал он.
Экспорт украинских продуктов питания в ОАЭ в 2019 году составил в 252,2 миллиона долларов. Почти на половину его формируют всего четыре категории: растительное масло, мясная продукция (преимущественно говядина), продукция птицеводства, включая яйца, зерновые и мука. Такой дисбаланс усложняет задачу значительно увеличить объемы торговли, так как по ключевым категориям они и так находятся на пределе.
Также проблемной является “серебряная” категория украинского экспорта в ОАЭ — мясо и пищевые субпродукты из него. По данным Института аграрной экономики, в прошлом году производство продукции животноводства впервые с 2007 года стало убыточным и генерировало суммарный убыток 2,9 млрд гривен. “Убытки в животноводстве сложились под влиянием опережающего роста себестоимости — на 5,7%, тогда как выручка от реализации продукции выросла всего на 0,7%”, – объяснил директор Национального научного центра “Институт аграрной экономики” академик НААН Юрий Лупенко.
Еще один нюанс – чисто дипломатический. С украинской стороны пусть даже протокольные меморандумы подписывали официальные лица – министры, главы госконцернов – но ответный уровень был явно ниже.
Так, с Укробронпромом подписантом выступил холдинг Edge, а по большинству прочих меморандумов – инвестфонд Mubadala.
Наиболее статусное партнерство – впрочем как всегда – было у главы МВД Арсена Авакова, подписавшего договор об укреплении сотрудничества в сфере безопасности и борьбы с преступностью, где подписантом выступил заместитель премьер-министра и министр внутренних дел генерал-лейтенант Шейх Саиф бен Заид Аль Нахайян.
И как раз этот договор нашел свое отражение в местных СМИ.
Правда, и украинское Минагрополитики является “потемкинской деревней госсектора” не обладая никакими реальными полномочиями. Это подтвердило вчерашнее заседание Кабмина, на котором новому-старому аграрному ведомству, по неофициальным данным из десятка ЦОИВ, причитавшихся ему в редакции 2015 года передали только два – Госрыбагентство и Госгеокадастр.
В целом, аграрный прорыв в ОАЭ выглядит иллюзорным. Мы можем рассчитывать на планомерное увеличение поставок, но стимулов для взрывного роста объема торговли в этом направлении у сторон нет.
Также — исключительно для сравнения и понимания, что такое “прорыв” – стоит напомнить, что перелом в аграрных отношениях с ОАЭ пришелся на каденцию министра АПК в правительстве Арсения Яценюка Алексей Павленко, когда Эмираты открыли свой рынок для продукции украинского птицеводства.