Россия готова к разрыву с Европой. Об этом твердит глава российского МИДа. Об этом пишут прокремлевские авторы. «Хочешь мира – готовься к войне»: Москва выбрала риторику, в полной мере копирующую интонации времен Холодной войны.
И в этой войне Украине повезло оказаться по другую сторону баррикад.
Собственно, Кремль грозил Западу разрывом и раньше. Но прежде и уровень спикеров был пониже и слова подбирались помягче. Теперь полутонов все меньше. Западные санкции объявлены угрозой нацбезопасности. Европейское внимание к расправам над российскими несогласными названо истерикой.
На наших глазах все отчетливее проступает контур нового железного занавеса. Но, в отличие от двадцатого века, Украине в этот раз повезло оказаться с другой стороны линии размежевания. Если в прошлом столетии мы были на положении восточного Берлина, то теперь есть все шансы оказаться западным.
В той войне, которую Москва решила объявить, Украине уже не будет отведена роль российского плацдарма и обоза
Этой трансформации впору радоваться. Чем глубже ментальный дрейф – тем меньше иллюзий. Чем шире эмоциональная пропасть – тем четче оконтуривается граница. И в той войне, которую Москва решила объявить, Украине уже не будет отведена роль российского плацдарма и обоза.
Чем чревата неудача, мы можем проследить на примере Беларуси. Соседней стране не повезло – она не успела пройти тот путь взросления и эмансипации, который прошагала Украина. И теперь ее несвергнутый диктатор оставляет Беларусь внутри российского контура. Мобилизуя ее на войну все с тем же Западом. На стороне все той же России.
Вся история двадцатого века была тому прямым доказательством. Советский Союз: торжество серых и гибких, услужливых и одинаковых. И вот теперь история идет на второй круг. С той лишь разницей, что география поля боя успела измениться.
Если мы удержимся, то у нашего будущего появится шанс победить прошлое
Украине повезло выскочить. Да, пограничье совсем рядом. Да, ряд украинских территорий продолжают жить под чужими флагами. Но если бы история нашей страны сложилась иначе – театр военных действий начинался бы не на украино-российской границе, а на украино-польской.
И именно это дает нам шанс. Потому что выбор окопа определяет правила игры. Выбор стороны в этой войне – это выбор ценностей. Нам придется учиться новому, наследовать принципы и понемногу менять правила жизни. Альтернативы этому попросту не будет. Все альтернативы будут по другую сторону окопов.
И если мы удержимся, то у нашего будущего появится шанс победить прошлое.