Надо признать, Путину удалась мелкая пакость: его послание Федеральному собранию вынуждено слушало огромное количество людей, которым дела нет до бюджетного кредитования российских регионов или поддержки внутреннего молодежного туризма. Напряженно ждали новостей военно-политического характера, но обошлось. Российский президент невнятно погрозил кому-то, кто пересечет красные линии, которые Путин сам же и устанавливает. Главная же ценность, которая продавалась в его выступлении – он сам, мудрый и заботливый, стоящий на страже жизни и здоровья россиян и, что важно, стабильности. Мосты с Западом пообещал не сжигать.
Шизофреническая расщепленность сознания российского руководства и «глубинного народа», отраженным светом которого это руководство светит, вполне допускает и злобную агрессию, и дифирамбы стабильности одновременно. Так что обманываться насчет внезапного миролюбия тамошнего вождя не стоит. Тем более, что и паранойя там в наличии: ЦРУ же только и ждет, чтобы покуситься. Вон на Лукашенко же покусились. Внутренних врагов придумывать и давить будут беспощадно.
А видимое смягчение по отношению к врагам внешним, некоторую ремиссию, было бы неосторожно принять за выздоровление. Если в Кремле сейчас приняли решение перед праздником демократии, как бы выборами в Госдуму, немного укрепить начавшую было бледнеть и расползаться народную лояльность бюджетными подачками, это не значит, что в любой момент в Путине снова доморощенный геополитик не победит прочие нездоровые субличности.
Масштабная проверка боеготовности российской армии продолжается. Кто знает, насколько Кремль доволен результатами проверки, но для Украины они оказались пока вполне сносными. Запад довольно дружно, пусть и риторически, поднялся на ее защиту, Зеленскому удалось переговорить с ключевыми партнерами и прокачать тему о продвижении в НАТО. Об Украине снова вспомнили и будто даже по-новому задумались. У украинской власти угроза, уровня серьезности которой не было долгие годы, не вызвала какой-то паники и ненужной суеты, во всяком случае, заметной снаружи. Как ни крути, справились.
Во вторую годовщину финального, победного тура президентских выборов можно отметить, что это тяжелое испытание Владимир Зеленский прошел. Ведь одним из самых непроясненных вопросов с самого начала его президентства оставался: как он себя поведет в лидерском качестве перед лицом настоящей опасности, в которой окажется Украина. Да, в общем, нормально повел. У великих Уинстона Черчилля и Петра Алексеевича Порошенко, конечно, вышло бы в тысячу раз лучше, но для неопытного малого весьма достойное поведение.
К «зеленой» власти огромное количество обоснованных претензий. Многое из того, что они делают, лучше бы им не делать, и наоборот, по многим важным позициям не делается вообще ничего. Но в этом отношении они как раз ничем не отличаются от всех своих предшественников. За два года случайные ребята показали, что им под силу то, чем занимались с видом небожителей старые карьерные политики: дели и властвуй. Произошел стремный эксперимент по разволшебствлению власти в не самых для этого подходящих условиях, учитывая непрекращающуюся войну, грозящую перерасти из локальной в тотальную. И он неожиданно удался.
Вот теперь бы другой эксперимент запустить: как не походить на старую власть. Пока никому не удавалось. Но если бы получилось, это был бы самый обидный кукиш Путину.