На удивление незамеченным прошло сенсационное заявление старшего экономиста «Ukraine Economic Outlook» Михаила Кухара о том, что в сентябре Украина может остаться без газа собственной добычи.
Дело в том, что когда в марте текущего года цена на газ в Европе взлетела с 60 до 375 долларов за кубометр, в Офисе президента серьезно задумались над проблемой, как заморозить цену на газ для населения на уровне 300 долларов? Под шумок тогдашний глава «Нафтогаза» Андрей Коболев убедил Зеленского продать облгазам газ добытый «Укргазодобычей» (про рынок газа – забудьте, все вручную – все для блага народа), по низкой цене.
Таким образом, 81% государственного газа получили облгазы олигарха Дмитрия Фирташа. Причем получили они изначально избыточный объем. Таким образом, больше 11% «дешевого газа» облгазы Фирташа благополучно продают коммерческим потребителям по ценам на четверть и более дороже, чем рядовым потребителям. Сейчас газ ударно контрактуют наперед.
Михаил Кухар сообщил, что при таких успехах «льготный газ» для населения закончится уже в сентябре. Заявление Кухара сразу же раскритиковали эксперты разных калибров, бросившиеся доказывать что «в Багдаде все спокойно». Честно признаемся, рынок газа это такой темный лес, что комментировать его крайне сложно. Но вот что наводит на размышления.
Во-первых, Коболев вскоре вылетел в отставку, причем в такой форме, что вместе с ним ушел весь Наблюдательный совет корпорации. Очевидно, если игра на интересы Фирташа имела место, Коболев этим сейчас хвалиться не станет. Кстати, новый глава «Нафтогаза» Витренко уже оправдывается за убыток «Нафтогаза» в 105 миллиардов грн. Коболева уволили за 19.
Во-вторых, заявление Кухара (а он известная медийная личность) привлекло внимание лишь нескольких интернет-изданий. Не заинтересовался ни один телеканал. Для украинских СМИ это как минимум странно, такие сенсации – их хлеб. Нет, мы не беремся утверждать, что телеканалы синхронно обзвонили из Офиса президента люди Миши Подоляка. На украинских телеканалах их собственная самоцензура работает уже не хуже чем во времена президента Януковича. Владельцам телеканалов сейчас невыгодно ссориться с ОП. Вспомните на сколько за 2020 г. разбогатели олигархи из топ-10 Украины, и вы все поймете.
И в-третьих, интересная штука выходит. Фирташ – под санкциями СНБО. Однако все его украинские предприятия работают, как работали. Более того на заводе «РовноАзот» буквально недавно случилась авария. Главными пострадавшими стали сотрудники предприятия, которые выставили в соцсети съемки с места аварии. Их теперь увольняют, опять-таки при полном равнодушии прессы. И вот выясняется, что облгазы Фирташа еще и с «Нафтогаза» имеют астрономические прибыли!
Так чем являются санкции Зеленского? Формой преследования или удобным прикрытием для оч-ч-чень интересного бизнеса?
И напоследок. Лично мы считаем, что проблемы с газом, и соответственно, рост цен на газ и тепло осенью будут. Слишком много обстоятельств на это указывает. И не только с газом. По свежей информации «Донбасэнерго» объявил мораторий на выплату долгов, и в шаге от такого же решения находится государственный «Центрэнерго». За стремительно подорожавший уголь платить нечем, запасы угля на зимний период сейчас на минимальной отметке. И это притом, что украинские шахты не могут продать свой уголь, а профсоюзы постоянно угрожают забастовками. Все упирается в деньги. А денег у правительства нет.
А если газ и электрика синхронно подорожают, либо исчезнут… определенно нас ожидает нескучная осень.