Знаете, что всего обидней в происходящем? Не экономическая яма, не провалы в международной политике, не бесконечный парад моральных уродов. А утрата надежды. Вот это чувство лёгкости, когда казалось, что вот-вот – и Цивилизация, и нормальная жизнь среди нормальных стран. И тут окружающая действительность в лице большинства избирателей хватает за шиворот и прикладывает со всей силы к полу. «Захотел, как в Европе? А на тебе – ручное управление и политические преследования! Захотел верховенства права? А вот тебе – похищение людей и карт-бланш для депутатов правящей партии ездить под наркотой». Вот это и злит. Особенно, если вспомнить, как ещё недавно мы семимильными шагами уходили от совка – туда, где психи и жулики отдельно, а государственное управление – отдельно.
4 августа 2016 года Украина отметила первую годовщину реформы Национальной Полиции, с того дня, как президент Пётр Порошенко подписал указ о её создании. Сама реформа, понятное дело, началась раньше – но первые зримые итоги стало можно подвести лишь год спустя.
Возможно, это была одна из самых ярких и видимых невооружённым глазом реформ в нашей державе. Постсоветская милиция в фуражках-аэродромах и раньше смотрелась архаично, а после Революции Достоинства вовсе стала символом коррупции, принуждения и авторитаризма. Это даже если не вспоминать смешных пузатых ГАИшников, которые превратились в фольклорных персонажей за десятилетия до того. Обновлённой стране был нужен обновлённый правоохранительный орган. И он, усилиями руководителей Украины, появился.
Улыбчивые парни и красивые девушки в новой форме, аттестованные по новым правилам – стали одним из символов перемен к лучшему. Потому что, если хочешь понять, какова власть – посмотри на её представителей.
Украина сама, казалось, сменила форму, прошла переаттестацию, пересела с дребезжащего «бобика» на новенький «Приус» и счастливо улыбалась в лицо новому дню.
Увы, в наши дни эта новая надежда оказалась не то, чтобы несбыточной, но сильно померкла в 2019-м, и продолжает блёкнуть с каждым годом. Сперва начальство, которое стремилось угодить новому режиму и остаться в креслах, натравило улыбчивых мальчиков и девочек на противников власти. Затем начали больно наказывать патрульных – а нечего задерживать уважаемых господ, пожелавших прокатиться за рулём под веществами! Ты что, мандата не видишь?! Ты что, не понял, кому он позвонил?! На тебе выговор и понижение в должности!
Форма осталась новая, а вот старые порядки в реформированную полицию стремительно возвращаются. Тем ценнее для нас сохранить то чувство, когда казалось: к прошлому возврата нет, впереди лишь будущее, которое обязательно будет светлым.