В середине июля российский диктатор Владимир Путин опубликовал замечательное эссе, в котором он утверждал, что в каком-то смысле Украины не существует. В конце августа президент Украины Владимир Зеленский посетит Вашингтон, чтобы напомнить президенту Джо Байдену, что она существует.
При всей своей многословности эссе Путина - это объявление войны. Он настаивает на том, что украинского народа не существует («Мы - один народ, - пишет он, - на самом деле «триединый народ», в который также входят беларусы), что украинское государство нелегитимно и действует против интересов своих граждан, поскольку в нем доминируют зарубежные силы, и что, если Украина и существует, то это бандитское государство, занимающее территориальные «подарки» на земле, которая по праву принадлежит России.
«Таким образом, современная Украина - целиком и полностью детище советской эпохи. Мы знаем и помним, что в значительной степени она создавалась за счет исторической России. . . . Можно спорить о деталях, о подоплеке и логике тех или иных решений. Очевидно одно: Россия была ограблена».
Продолжая действовать в оруэлловском стиле, естественном для человека его положения, Путин предлагает уничтожить фактический суверенитет Украины, чтобы сохранить ее «истинный суверенитет», которым, как он настаивает, украинский народ может обладать «только в партнерстве с Россией. . . . Ибо мы - один народ».
Путин подробно останавливается на положении русскоязычных украинцев. Большинство украинцев говорят на русском языке, в основном в результате жестокой программы «русификации», проведенной в советское время. Оценки разнятся, но, по данным газеты Kyiv Post, число украинцев, считающих русский язык родным, составляет 14%. Для сравнения, почти такая же доля американцев считает испанский язык родным. В 90-е годы некоторые левые сумасброды утверждали, что юго-западные Соединенные Штаты и Мексика - это фактически одна нация – «бронзовый народ», который нужно объединить политически. Но Владимир Путин - не глупый студент-радикал из Калифорнийского университета. Он - хорошо вооруженный диктатор, который уже аннексировал часть Украины.
Президент Байден вступид в должность после периода, когда американо-украинские отношения были хуже некуда. Но и послужной список президента Байдена не отличается блестящим успехом: он был координатором администрации Обамы по Украине в 2014 году, когда путинская хунта аннексировала Крым. Были санкции и было много разговоров об их возможном эффекте, но Россия продолжает им сопротивляться. И, конечно, у Байденов были своеобразные деловые отношения с украинскими олигархами.
На посту президента Байден произносил правильные слова, заявляя, что «Соединенные Штаты не признают и никогда не признают предполагаемую аннексию полуострова Россией, и мы будем стоять вместе с Украиной против агрессивных действий России». Но на практике президент Байден иногда забывает, что Украина существует: хотя НАТО теоретически проводит политику «открытых дверей» в отношении Украины, никакого прогресса в деле вступления страны в альянс не наблюдается, а украинцы были удивлены и встревожены, что их не пригласили на последний саммит НАТО. Байден отказывается говорить, поддерживает ли он членство Украины в НАТО, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг говорит, что вопрос членства Украины находится в настоящее время «не в центре внимания».
В последнее время отношения между США и Украиной были фактически парализованы из-за вопроса о проекте «Северный поток-2», газопровода, который соединит потребителей в Германии с производителями природного газа в России, но в отличие от нынешнего, не проходит через территорию Украины. В вопросе «Северного потока-2» есть геополитические аспекты, но большая часть политических дебатов - это камуфляж для более приземленных финансовых интересов: немецкие фирмы финансово заинтересованы в этом трубопроводе, в то время как Украина получает значительный доход от посреднических услуг по действующему трубопроводу, а Вашингтон предпочел бы, чтобы европейцы импортировали сжиженный природный газ из США, а не поставляли его по трубам из России. Администрация Байдена по-прежнему условно выступает против «Северного потока – 2», но отменила санкции, связанные с проектом. Это решение в украинской прессе назвали «предательством».
Против газопровода также выступают некоторые члены ЕС, в частности Польша, которая, как и Украина, будет исключена из газового уравнения; но никто никогда не говорил, что ЕС найдет способ отменить проект своей самой мощной страны-члена в интересах страны, которая не является его членом. Противникам «Северного потока – 2» остается лишь надеяться, что на смену уходящему консервативному правительству Ангелы Меркель придет правительство «зеленых», которое выступит против этого и всех других газопроводов.
В действительности в Украине происходит нечто большее, чем просто транзит метана. В настоящее время президент Зеленский участвует в кампании против украинских олигархов, что, возможно, влияет на коррупцию в стране, но также выявляет его собственную тенденцию к управлению с помощью неформальных средств. В борьбе с олигархами он опирается на исполнительную власть, пользуясь вопросами национальной безопасности в качестве предлога, часто обходя при этом парламент. Он испытывает политические трудности внутри страны, и как сторонники внутренних реформ, так и западные союзники Украины разочарованы тем, что ему явно не удается достичь прогресса. Поскольку внутренняя дисфункция Украины подрывает ее отношения с союзниками и потенциальными союзниками в НАТО и Европейском Союзе, Киев платит за коррупцию полную цену, которая гораздо выше, чем просто негативное влияние на экономику.
Таким образом, Украина оказалась в своеобразном замкнутом круге: российское вмешательство не дает ей справиться с коррупцией, а коррупция не дает ей доступа к ресурсам, необходимым для борьбы с российским вмешательством.
Владимир Путин предельно ясно изложил свое видение Украины. Администрация Байдена, со своей стороны, посылает неоднозначные сигналы. Таким образом, Киев сталкивается с надежным врагом и ненадежным союзником.