Таджикская столица Душанбе в эти дни принимает сразу два саммита: 16 сентября прошло заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ, а 17 сентября пройдет Совет глав государств ШОС. Россия, которая в рамках транзита власти все больше движется в азиатском направлении, оба мероприятия де факто проигнорировала, и в СМИ саммиты характеризуют, как «беспутинские». Азиатские элиты сделали для себя сразу два вывода. Во-первых, болеющего Путина постепенно отодвигают от дел и необходимо налаживать контакты с новой командой, которая рвется в Кремль. Во-вторых, физическое неучастие российского лидера во встречах – это знак неуважения в глазах приверженных к церемониалам и личным контактам партнерам с востока. Пока Путин сидит дома на карантине, Лукашенко даже своего сына Колю взял выгулять, как бы намекая, что еще не отказался от планов передать ему власть. У факта неучастия Путина в работе высшего органа ОДКБ есть веские глубинные причины, но о них немного позже.
Анализ документов, принятых на заседании СКБ ОДКБ указывает, что топовая тема на сегодняшний день – Афганистан. В мозговом центре блока наблюдается какое-то подобие шизофрении: сначала Лукашенко последними словами проклинает НАТО, подступающее к границам республики и проводящее военные учения, но тут же Рахмон указывает на огромный комплекс проблем связанный с уходом США и стран-партнеров из Афганистана. В товарищах согласья нет. На это указывает слабость согласованных действий по афганской тематике. Стороны договорились все вопросы решать политико-дипломатическим путем, афгано-таджикская граница протяженностью 1344 км будет укрепляться, однако многие ее участки проходят по труднодоступной высокогорной местности, и это дает большие возможности талибам и другим террористам для проникновения. Военные учения «Поиск-2021», «Эшелон-2021», «Взаимодействие-2021», «Кобальт-2021» вряд ли радикально улучшат ситуацию.
Сложность заключается в том, что между странами ОДКБ напрочь отсутствует доверие, о чем громогласно заявил президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Он предложил выработать механизмы оперативного реагирования и принятия решений в рамках ОДКБ в случае вооруженной агрессии одной страны-участницы в отношении другой! Заявление выглядит шоковым, ведь если внутри военно-политического блока возможны подобные сценарии, то возникают резонные вопросы – зачем находится в его рядах, ведь обмен чувствительной информацией в сфере безопасности может стать для отдельных участников роковым. Если партнер способен в любой момент нанести тебе удар в спину, то из такого блока нужно срочно ретироваться. После спровоцированного ГРУ в мае-июне 2021 года вооруженного конфликта на таджикско-киргизской границе, унесшего более 60 жизней, и породившего 58 тысяч беженцев, остро стоит вопрос о выходе Бишкека из ОДКБ. Выступление Жапарова – крик души, срывающий покровы с деструктивной и агрессивной деятельности Москвы в рамках организации, которая напоминает застенки, где царит российский беспредел.
Глубинная причина неявки Путина в Душанбе – это страх нарваться на град критики со стороны других пострадавших от деятельности «большого брата». Приграничные проблемы Душанбе и Бишкека лишь цветочки, ведь российская агрессия против участников ОДКБ многогранна. Нужно вспомнить о предательстве интересов страны-сателлита Армении в угоду неудачной попытки внести раскол в военно-политический альянс Турции и Азербайджана. Шантаж Казахстана подготовкой операции по созданию квазиреспублики на севере страны для защиты носителей «русского мира» по примеру «ДНР» и «ЛНР». Реализация сценария поглощения Беларуси и превращение ее в рассадник гибридных угроз для воссоздаваемого россиянами в качестве своей зоны влияния региона Центрально-Восточной Европы. И наконец, тайное спонсирование ГРУ талибов с целью их использования для давления на режимы стран Центральной Азии. Воистину, террариум единомышленников во главе с российским удавом.