Запад начал оказывать военную помощь Украине. Даже Германия, которая ранее категорически отказывалась это делать, уже поставляет оружие. Страны «Большой семерки» (G7) согласовали поставки дополнительного вооружения в Украину. Различные европейские государства обещают прислать даже авиатехнику.
Но в целом, хотя западная помощь и есть, она не та, на которую рассчитывали и о которой говорили в той же Украине многие годы. Никто свои вооруженные силы не направил, вновь прозвучали заявления, что вопрос о приеме Украины в ЕС и НАТО не стоит.
Даже введенные против России санкции уже начинают смягчать. Так, США собираются вывести из-под действия антироссийских санкций некоторые транзакции, связанные с поставками энергоносителей.
Что сейчас происходит в Украине и почему Запад - союзник Киева, не оказал, все-таки максимальной поддержки? Украинский политтехнолог, заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий, отвечая на вопросы Oxu.Az, отметил, что сейчас в стране идут позиционные бои, идет сопротивление:
- Люди стоят в очередях, записываются в структуры территориальной обороны, готовы сражаться вместе с нашей армией.
А что касается союзников, так ведь нам никто не обещал воевать вместо нас. Мы - большая, сорокамиллионная страна. Мы должны сами защитить свою страну. Но нам серьезно помогают вооружением, деньгами, санкциями против РФ.
- А какова ваша оценка происходящего полномасштабного вторжения, которое всех поразило и каковы прогнозы? По одной версии, что Украину принуждают к «Минску-3» (новым Минским соглашениям, подразумевающим федерализацию страны), по другой - просто пытаются разделить Украину между соседними странами - Польшей, Россией и другими...
- Понятно, что эта война всех поразила. Хотя я никогда не исключал такую возможность, но думал, что она больше будет проходить на востоке, непризнанные «ЛДНР» могут попытаться выйти на границы Донецкой и Луганской областей. А там у нас самые боеспособные войска.
Теперь о прогнозах. Все зависит от стойкости наших военных, нашей стойкости. Я так понимаю, что президент России хотел решить все чуть ли не в первый день и с минимальными потерями. Российская пропаганда работает только на свою страну, хотя многие россияне, как мне кажется, уже не верят в то, что им сообщают.
Сейчас пошли разговоры о необходимости нейтрального статуса Украины. Да, это была попытка войти в переговорный процесс, чтобы хотя бы приостановить то, что происходит.
А версия о разделении Украины - это ерунда. Та же Польша - европейское государство, поляки - европейский народ. Им не нужно это (присоединение части Украины - ред.). Кроме России в современном мире никто не мыслит такими категориями. Даже если представить, что Польша забирает свои бывшие территории, так ей придется вкладывать десятки миллиардов долларов в инфраструктуру. И я уже не говорю про нарушение международного права.
Так что, повторюсь, ни о каком разделении речь не идет. Но можно говорить или о попытке полной или частичной оккупации Украины Россией. Россия, конечно, богатая страна, но не настолько. Оккупация - это содержание захваченных территорий, огромной страны. Это сложно себе представить.
В принципе, примерный список требований мы знаем. Нейтральный статус Украины, отказ от Крыма и признание «ЛДНР». Грубо говоря, в Украине хотят ввести режим «управляемого суверенитета». Но если руководство Украины пойдет на все эти условия, у нас произойдет революция, к власти придут проукраинские, патриотические силы.
Проблема в том, что Владимир Путин не имеет какой-то четкой программы. Эмоциональными тактическими действиями ситуация загоняется в тупик.
- Но Украина уже не будет прежней?
- Мы все не будем прежними, не только Украина. Но мы, как нация, взрослеем. Борьба за независимость во многих странах проходила через войны. А мы всегда гордились, что добились независимости бескровно.
Оказалось, что война нас ждала. Мы 30 лет назад получили шанс, создали государство. Оно не развивалось, и история вновь доказала свою правоту. Если у тебя нет сильных институтов государственности, то соседние страны могут предъявлять к тебе какие-то счета. Борьба за настоящую независимость у нас оказалась растянутой на 30 лет.
И, резюмируя нашу беседу скажу, что у меня не было иллюзий относительно западной помощи Украине. Но многие так считали. А теперь мы протрезвели, поняли все. И наша задача - спасти свою независимость.