13 января 1948 года, в Минске офицерами МГБ по личному приказу Сталина был убит руководитель Государственного еврейского театра (легендарный ГОСЕТ), председатель Еврейского антифашистского комитета (трагически уничтоженный ЕАК) Соломон Михайлович Михоэлс (Вовси).
Михоэлс был духовным вождём советского еврейства.
Его гибель была выдана за наезда грузовика. Вместе с Михоэлсом был убит сопровождавший его осведомитель МГБ театральный критик Владимир Голубов (Потапов), которому и было поручено выманить Михоэлса на окраину Минска (как бы на семейное торжество).
Об этом роман братьев Вайнеров "Петля и камень на зелёной траве".
Через несколько лет убийц Михоэлса лишили полученных за это преступление орденов, но осуждены они не были.
Непосредственный организатор убийства - тогдашний глава МГБ Белорусской ССР Цанава в октябре 1955 года умер в тюрьме во время следствия.
Многотысячная встреча тела Михоэлса на Белорусском вокзале 15 января (все понимали, что "король Лир" - личная жертва сталинского людоедства) стала первой массовой демонстрацией протеста в СССР после событий 7 ноября 1927 года, когда выступили сторонники Троцкого.
Через два года в СССР была полностью уничтожена вся система еврейской культуры - театры, издательства. Я расцениваю это как признаки сталинского антисемитского этноцида - репрессий против национальной культуры и подавление этнической идентичности с целью принудительной ассимиляции.
***
13 января 1953 года было сделано публичным "дело врачей-убийц» (более официальное название «дело о сионистском заговоре в МГБ» - главным фигурантом которого стал вовсе не академик Мирон Вовси, но создатель СМЕРШа Абакумов), благодаря которому в жизнь десятков миллионов советских людей вошло "страшное" слово «Джойнт» [два значения – у белых американцев – «объединение», у цветных – косяк с мундштуком].
Это дело должно было стать предлогом для поголовной депортации советских евреев (как до этого поступили с другими репрессированными народами) и детонатором новой чистки советского истеблишмента.
Об этом роман братьев Вайнеров "Евангелие от палача".
Я также полагаю, что это дело могло быть и запалом к Третьей Мировой войне - Сталин, как и в 1941 году хотел выглядеть жертвой агрессии, но раскачать Америку президента генерала Эйзехауэра на войну против бывших союзников можно было только превратившись в новый Рейх, а именно, повторив Холокост (пусть даже и в "облегчённом" виде депортации)...
"Дело врачей" оказалось соединением двух главных архаических страхов – перед колдуном (медиком) и оборотнем (вредителем). Да ещё на мощной антисемитской базе. В результате на славянских территориях СССР началась такая низовая истерия, которой и близко не было даже в самый разгар процессов 30-х годов. На два поколения это оставило шоковый след у советских и российских евреев.