Сейчас, когда идёт дискуссия о «хороших русских» и ещё одна дискуссия о переименованиях улиц, я хочу напомнить тем, кто знает это имя, и рассказать тем, кто не знает, об одном из первых политических эмигрантов из России 19 века. Да, я знаю, что ещё от Ивана Грозного сбежал князь Курбский, воевавший против Московского царства и имевший активную переписку, в том числе и с самим царем, живший в Ковеле, однако один из главных политэмигрантов в памяти народа - это Александр Герцен, издававший вместе с Николаем Огаревым альманах Колокол.
нам не важны их сложные личные и семейные отношения, переплетения жён и детей, причины столь необычной фамилии автора, кто хочет, погуглит, а вот цитаты из заявлений самого Герцена очень интересны.
Герцен:
Россия должна «развязать (украинцам) руки, развязать им язык, пусть речь их будет совершенно свободна и тогда пусть они скажут свое слово».
«Хмельницкий не из любви к Москве, а из нелюбви к Польше отдался царю. Москва или, лучше, Петербург обманули Украину и заставили ее ненавидеть москалей. Как же решить вопрос о ней? Давность владения ничего не доказывает. Утраченное владение еще меньше. Право завоевания? Последний захвативший будет владеть, пока другая сила не сгонит. Завоевание – факт, а не право…
Но скажите, что же мы за наследники Венского конгресса, что будем расписывать, какая полоса земли куда принадлежит, не спросясь людей на ней живущих… Ну, если после всех наших разсуждений Украина, помнящая все притеснения москалей, и крепостное состояние, и наборы, и безправие, и грабеж, и кнут, с одной стороны, и не забывая, – с другой, – каково ей было и за Речью Посполитой с жолнерами, панами и коронными чиновниками, не захочет быть ни польской, ни русской? По-моему, вопрос решается очень просто. Украину следует в таком случае признать свободной и независимой страной…»
вот я и хочу сказать - хороший русский,- это эмигрант, ненавидимый правителями России и безоговорочно желающий победы Украине.