В итоге, утро пятницы индекс S&P500 встречает более чем на 150 пунктов ниже, чем был неделей ранее – на отметке 4017 пунктов. Проблемы у рынков все те же – инфляция и Путин, в список иногда врывается вирус в Китае, где коммунисты борются с ним по методу хунвейбинов, которые когда-то помогали сельскому хозяйству, истребляя воробьев. И если из Китая начала выходить уже более оптимистическая статистика, то с ценами и Путиным все по-прежнему плохо. Как плохо с Путиным, можно проследить по его публичным выступлениям, где он уже сравнивает себя с Петром Первым, раскрывая истинные мотивы войны. К сожалению, анализы взять у Путина приличным врачам не получается, тем более, как стало известно, во все поездки с ним ездит специально обученный человек, собирающий продукты жизнедеятельности Путина. Как называется эта должность, история умалчивает, но деятельность его весьма показательна. Зато теперь раскрыт секрет черного чемоданчика Путина и становится понятно, почему его использование так пугает многих в мире, особенно европейцев. Кто знает, этот риск и заставляет Макрона и Шольца звонить в Кремль.
А по инфляции, и значит и по ставкам, новый импульс распродажам придал ЕЦБ, частично нивелировав предыдущие попытки американского регулятора успокоить инвесторов и спекулянтов. Вернее ЕЦБ, прокоммуницировав с рынками в четверг, придал нового импульса росту ставок, а те уже привели к распродажам. Европейский Центральный Банк, на фоне войны Путина, пересмотрел как прогнозы по росту экономики Европейского Союза (вниз), так и прогнозы инфляции в Еврозоне (вверх). Инфляция в 2022 году была пересмотрена до уровня 6,8% (предыдущий прогноз – 5,1%), равно как и ухудшились инфляционные ожидания в 2023 году (3,5% вместо 2,1%) и 2024 году (2,1% вместо 1,9%). И это еще ЕЦБ оптимистично предугадывает, что через 2 года все нормализуется. Что немного напоминает давнюю уверенность центральных банков, что рост инфляции в конце 2021 года – это временная штука, которая сама рассосется. Касательно роста ВВП, то теперь ЕЦБ ожидает рост в 2022 году на уровне 2,2% (ранее ожидал – 3,7%), пересмотрев прогноз прироста почти в 2 раза. На 2023 год ожидаемый рост теперь составляет 2,1% при предыдущем прогнозе 2,8%. Хорошая новость тут только в том, что рост экономики все еще ожидается, так что санкции, введенные Европой, пока что не способы вызвать рецессию. Что бы там не говорили в Кремле. Но рынки больше переживают из-за ставок. Все-таки десятилетие бесплатных денег наложило свой отпечаток на все, как в голове у инвесторов, так и в их портфелях, равно как и в подходе к бизнесу у многих компаний, легко бравших в долг деньги, которые ничего не стоят. А теперь шара заканчивается.
Нам бы их проблемы, могут подумать остающиеся в живых инвесторы и спекулянты на украинском рынке. На этой неделе стало ясно, почему так отчаянно Нацбанк поднял ставку неделей ранее. Новый объём выкупа военных облигаций составил 70 млрд грн. И, кажется, денежный станок уже начинает перегреваться, а у людей, печатающих гривну, появляются мозоли на руках. Всего с начала года НБУ напечатал уже 190 млрд грн, явно ускорившись летом. В результате Нацбнак напечатал столько же, сколько с начала года нам выдали западные партнеры, которые обещают ускориться летом, но не факт, что у них получится, особенно учитывая сезон отпусков. И поднимая ставку, регулятор кричит о том, что так дальше продолжаться не может. И услышать его должны как наши западные партнеры, которые пока не выполняют финансовый план помощи, так и украинский Минфин, пока отказывающийся подымать ставку по тем самым военным облигациям, считая их патриотическим долгом, а не инструментом для инвестирования.
В итоге на этой неделе на первичном аукционе собрались одни только патриоты, которых хватило всего на 800 млн грн. При этом, не исключено, что часть из покупателей просто недоглядели и подали неконкурентные заявки. Конкурентных не было, никто из банков не рискнул нервировать Минфин и подавать с доходностью выше 20%, и как результат, все получили по ставкам предыдущего размещения. До момента роста ставок. С одной стороны, Минфин отстаивает свои интересы. И ему очень не хочется повышать стоимость обслуживания долга. Тем более, что не факт, что это приведет моментально к резкому росту спроса. С другой стороны, активное использование печатного станка чревато гиперинфляцией и гораздо более глубокой девальвацией, чем мы видим сейчас на экранах обменников. Что радует, что потихоньку поползли вверх ставки по депозитам. Может быть на фоне того, что многие банки были вынуждены вернуть рефинансирования Нацбанку после того, как тот, в достаточно жестокий способ, поднял ставки по тем кредитам, что были взяты до повышения ставки.
Не удивительно, что инфляция в мае продолжила ползти вверх и уже достигла отметки в 18%. Конечно, не турецкие 73%, но больше, чем в странах соседей на западной границе, где показатель инфляции пока просто перевалил за 10%. Гривна пока еще держится. После спекулятивных качелей, которые сводили курс куда-то к 38-39 гривен за доллар, национальная валюта стабилизировалась около отметки в 35 гривен за доллар. Помочь гривне должны депутаты, которые, наконец-то, созрели вернуть налоговые пошлины. В том числе на пресловутые евробляхи нового поколения. Если снижение импортных налогов и было логичным в первые недели войны, когда все пребывали в шоке (и это не касается пошлин на авто, убирать которые не было никакой логики в принципе), то в последнее время более конкурентный импорт давил как на курс национальной валюты, так и на отечественного производителя.