В Польше завершили сбор средств на покупку боевого беспилотника "Байрактар" для Украины. Поляки собрали необходимую сумму в 22,5 млн злотых — это около 5 миллионов долларов США.
Об этом объявил инициатор кампании, польский журналист Славомир Сераковский. Напомню, немного раньше литовцы тоже собрали деньги на покупку "Байрактара". Сами украинцы - тоже. Сейчас собирают неравнодушные к судьбе Украины люди в Норвегии. Возможно, этот cвоеобразный "флешмоб", он же challenge, уже идет или вот-вот пойдет и в других странах.
И вот что я вам расскажу. Не так давно, оказавшись в компании российских оппозиционеров и политэмигрантов, я завел разговор о том, а не слабо ли и нам присоединиться к этому самому международному флешмобу - "Подарим Украине "Байрактар". Как я и ожидал, мое предложение не вызвало всеобщего энтузиазма. Зазвучали встречные предложения: а давайте лучше соберем деньги на медикаменты и/или медицинское обрудование для ВСУ, или на пикапы-внедорожники, они очень нужны на фронте, едва ли не больше, чем боевые беспилотники, или на еще что-нибудь...В подтексте была невысказанная неготовность помогать Украине ЛЕТАЛЬНЫМ оружием. Нет, даже другое: неготовность примкнуть к ЗНАКОВОЙ акции солидарности "без оговорок". Ведть дело не в том, что нужнее ВСУ - беспилотники или джипы. Возможно, джипы. Дело в том, что возникло международное движение, примкнуть или не примкнуть к которому - как лакмусовая бумажка. Я ни в коем случае не осуждаю своих собеседников, которые к тому же являются еще и моими единомышленниками практически во всем. Но должен констатировать: даже самым убежденным и испытанным временем противникам путинского режима, даже тем, кто открыто заявляет, что единственный реальный путь к демонтажу этого режима - победа Украины на поле боя, предстоит еще немалый путь к осознанию того, что идти надо до конца. Поддерживать Украину без оглядки. Этот путь прошел коллективный Запад. Совсем недавно там наперебой говорили: любая помощь, но только, не дай Бог, не летальное оружие. Договорились до того, что Путин стоит у ворот Европы. А можно было раньше начать - глядишь, и не стоял бы.
Тут я вот еще о чем думаю: сто с лишним лет назад, когда в России случился Октябрьский переворот, началась гражданская война, множество вроде бы достойных людей не пошли воевать с большевиками, а стали убаюкивать себя идеями вроде: "давайте служить России, кто бы в ней не стоял у власти", "как же мы сможем поднимать руку на своих соотечественников", "как же мы пойдем против простого народа" - и т.д., и т.п.
Если кто не знает, в Красной армии оказалось больше кадровых царских офицеров, нежели в Белых армиях. Белые проиграли. Почему - отдельный, долгий, непростой разговор. Но нравственная правота, как мне кажется, в итоге осталась за ними. Пошедшие в услужение к красным коллаборационисты в итоге печально, но бесславно сгинули в ходе репрессий, которые начались задолго до 37-го. Героями же воспринимаются те, кого не остановила мысль, что ради будущего страны придется обращать оружие против тех, кого булгаковский герой в ярости назвал "мужичками-богоносцами достоевскими"... А намного ли отличаются от них, от тех, что описаны не только Булгаковым, но и прежде всего Буниным в "Окаянных днях" и Мельгуновым в "Красном терроре", те, кто убивал, грабил, насиловал в Буче, Ирпене, Бородянке? Может, стоит об этом задуматься?