Цифры проекта госбюджета-2023 говорят об одном: в воюющей Украине и в следующем году стимулировать экономический рост Кабмин будет через слабую гривну при высокой инфляции (+30%). Но, по-моему, пытаться стимулировать экономический рост через разгон инфляции уже просто невозможно. Нужно выбирать иные приоритеты для развития экономики страны.
Безусловно, хорошо, что страны-кредиторы Украины, включая США, согласились дать Киеву отсрочку с обслуживанием суверенного долга до конца 2023 года, однако, нам самим надо научился реализовывать различные экономические программы по наполнению доходной части госбюджета. Ведь наш консолидированный госдолг уже скоро сравняется с ВВП Украины, т.е. сколько должны кредиторам, столько вся страна в год и должна производить.
Вот почему нам срочно нужно найти ответы на главные вопросы: какие наши возможности, и какими будут наши реальные действия? Одним из таких действий вижу:
во-первых, наращивание экспорта;
во-вторых, увеличение потребительского спроса;
в-третьих, инвестиционная активность.
Почему именно эти драйверы? Потому что после девальвации гривны, после того, как сильно подешевели наши издержки, а труд наших работников и специалистов стал еще дешевле, нам нужны инвестиционные ресурсы в экономику Украины. А их нет. И для этого, пожалуй, ничего не делает финансово-экономический блок Кабмина.
Но и украинскому бизнесу оставаться в стороне больше нельзя. Мы хорошо понимаем, что должны помогать властям принимать решения по инвестициям. Наши компании и инвестиционные фонды, откровенно говоря, могут это делать, а могут и не делать. Всё же, почему мы должны инвестировать в Украине?
Сразу хочу заметить, все успешные предприниматели прагматичные люди и, принимая такие решения, обычно сравнивают две вещи: во-первых, возвратный капитал и, во-вторых, имеющиеся риски. Как известно, возвратный капитал во многом обеспечивается снижением издержек. Но это не только курсовая политика, это также и контроль над тарифами, и надзор, и регуляторная политика, прочие обременения для бизнеса. В отношении же рисков, особенно в нынешнем положении воюющей Украины, инвестор должен верить в прозрачность отношений с нашими властями, верить в то, что слово чиновника не будет расходиться с его делами. Например, если в течение года-двух власти обещали не изменять налоговый режим, значит, так и будет, несмотря ни на какие бюджетные проблемы.
При этом важно и самим властям помогать инвесторам эти риски облегчать. Именно облегчение различных рисков для бизнеса – это и есть институциональная политика государства. Для этого и надо создавать в Украине соответствующие институты, чтобы разделить бремя рисков. Так, риски можно разделить технически (бюджетные гарантии, субсидирование процентных ставок и т.д.), а можно – фундаментально (защита прав собственности, справедливая судебная система и т.д.).
Но главное, о чем инвесторы не устают повторять: в сегодняшней воюющей Украине для всех очень важны жесткие антикоррупционные меры и низкие налоги. Всё остальное сделает естественный ход событий.