Большинство берлинцев уверены, что исключительно за тем, чтоб одним доставить удовольствие поглядеть на тающую глыбу мировой политики в месте ее обитания ( Ритц Карлтон на Потсдамер платц), другие считают, что из стариковской вредности, чтоб доставить берлинцам массу больших и малых неудобств в перемещениях по городу.
Разумеется, правы и те и другие, однако должна же была быть у этого странного и спонтанного визита цель поскромнее угаданной берлинцами, но в то же время и прагматичнее. Посреди важнейшей и напряженнейшей избирательной кампании совершить бросок через океан, чтобы провести в Берлине меньше 20 часов да еще в свои «юные» годы - Байдену требовалось все- таки внятная мотивация.
И она сегодня вскрылась.
Байден прилетал, чтоб убедить Шольца, Стармера и Макрона пригласить Украину в НАТО сразу же после победы Харрис. Байден хочет исполнить этот « дембельский аккорд» до передачи власти в январе.
Похоже, четверка договорилась.
Об этом пишет Le Monde со ссылкой на источники по итогам встречи.
Однако лучшим подтверждением этого согласия стал сегодняшний блиц- визит Шольца к Эрдогану.
Дело в том, что Турция вместе с Венгрией являются главными противниками сближения НАТО с Украиной. Причины этого сопротивления разные. Будапешт занимается чистым, как слеза, рекетом, получая за свои уступки очередные транши из Брюсселя; а Эрдоган вредит из идейных побуждений: он видит в Украине конкурента Турции в борьбе за место в ЕС, что при этом не мешает турецкому вождю, покапризничав, получить взамен какой- то существенный ништяк от Берлина, Брюсселя или Вашингтона. Вот с этим «ништяком» в своем обшарпанном портфеле канцлер Шольц и полетел в субботу в Стамбул.
Странный визит Байдена в Берлин означает на самом деле одну очень важную и одну существенную вещь. Демократы в своих непубличных оценках шансов на победу, вероятно, получили хорошую надежду для Харрис. В ином случае Байдену незачем было жечь керосин над океаном. Это очень важно.
Существенно же то, что приглашение не означает автоматическое вовлечение НАТО в войну на украинском фронте. Приглашение это - своего рода обручение Альянса и Украины. Понятно, что «свадьба» состоится гораздо позже и уж точно не при Байдене.
Приглашение, надо сказать, очень изысканный ход. Откровенно говоря, из обсуждавшей его в Берлине четверки лишь один человек мог бы быть автором такой гроссмейстерской идеи. И это, конечно, не Байден, тем более не Шольц и ни при каких обстоятельствах не Стармер. Это мог быть только Макрон. После своей фантастической многоходовой комбинации, проделанной этим летом на внутреннем фронте против крайне правых и крайне левых, Макрон показал, что он единственный большой политик Запада, играющий в стратегические шахматы.
Вряд ли мы до ухода Байдена услышим подтверждение этим догадкам, но будем ждать его с неослабным интересом.
Так или иначе, ход с приглашением Киева в форме официальной процедуры Москва проигнорировать не сможет. Этот шаг дальнобойнее самых мощных ракет, которыми союзники могли бы снабдить Украину: он бьет в будущее, не взрывая настоящее.