Израильтяне празднуют грядущее выдворение хамасников-иностранцев из американских университетов. Да, есть шанс.
Надежды растут из указа Трампа "Защитить США от иностранных террористов и других угроз национальной и общественной безопасности" (см. ссылку в первом комменте).
Трамп уже подписывал похожий указ в начале своего первого Президентства. Там он перечислил страны, въезд из которых он хотел усложнить. Сейчас он этого не сделал -- в тактических целях, в ожидании судов. Вместо этого он передал все детали и воплощение Госсекретарю, Генеральному Прокурору, Секретарю Департамента Безопасности, и Директору Нацбезопасности.
Этот тактический маневр очень важен. В 2017 году Трампа обвинили в том, что он составил список стран из дискриминационных соображений. Даже если это было не так (и у Трампа были отличные доказательства того, что это не так), для судов всегда важна процедура принятия решений. Если ты принимаешь новые правила по определенной системе, ты потом сможешь использовать правильный процесс, как защиту. Во многих случаях суды не имеют права отменять решения исполнительной власти, если решения прошли через определенную процедуру.
Итак, новый указ: в течение 60 дней члены кабинета обязаны провести расследование и написать отчет о предлагаемых действиях. В этом отчете они должны:
(1) определить страны, чьим гражданам нужно остановить въезд в США,
(2) определить, сколько граждан этих стран въехали в США с начала президентства Байдена,
(3) если необходимо, немедленно выдворить граждан этих стран из США.
В добавок новый указ дает правительству 30 дней на составление нового пакета правил и подзаконных актов о процессе иммиграции.
И вот здесь закопано самое интересное. Section 3(d): в течение 30 дней правительство обязано предоставить рекомендации о том, как "защитить граждан США от действий иностранцев, которые пытаются подорвать фундаментальные конституционные права американцев", включая право на свободу слова и свободу религии, и которые "призывают к религиозному насилию, к перевороту или смене культуры, на которой зиждется США, или которые предоставляют помощь, защиту, или поддержку иностранным террористам."
Разумеется, это направлено против про-Хамасовских погромщиков, а также против всех, кто собирает деньги и подписи в пользу Хамаса и радикальных исламистов (ой, "вдов и сирот Газы").
И особенно -- против иностранных студентов в американских универах, которые участвовали в антисемитских погромах. Кстати, здесь под "иностранными студентами" имеются в виду не только те, кто находится в Штатах по студенческой визе, но и любые студенты, у которых нет гражданства США.
В интересах краткости упомяну только один потрясающий пример, который прошел мимо ушей возмущенной публики. В прошлом году под напором Конгресса, доноров, и выпускников президенты Пенна и Гарварда ушли в отставку. Но президент MIT (еврейка) не ушла. Причин ее выживания много, могу рассказать отдельно, они связаны со структурой управления MIT и их невероятным советом попечителей.
Но сейчас -- о другом. Главное преступление президента MIT было следующим: в MIT толпы антисемитов-погромщиков нападали на студентов и преподавателей-евреев, не давали им перемещаться по кампусу и заходить в помещения.
Имена погромщиков были известны. Президент MIT отказалась их наказывать и отчислять или отправлять в академ отпуск, ибо это могло лишить их виз, и они должны были бы покинуть страну. Администрация MIT об этом в открытую говорила. Большое число погромщиков в MIT были иностранцами.
Вот именно из-за этого в указе Трампа стоит пункт 3(d).
Нет, погромщиков пока не выгоняют из страны, но есть немалый шанс, что их визы отзовут.
Конечно, левые подадут в суд, но пока подавать преждевременно, ибо новых правил еще нет, а появятся они в течение 30 дней. Как я писала раньше, наши процессуальные правила не разрешают превентивно подавать в суд и задавать судьям гипотетические вопросы о будущих законах. Когда правила выйдут, начнутся суды. Стратегией левых будет не победа (тут у них нет особо хороших правовых аргументов), а отсрочка -- пока суды тянут с решениями и апелляциями, выгонять иностранцев-погромщиков нельзя, а там либо ишак умрет, либо падишах.
У правых есть несколько инструментов противостоять закапыванию указа в судах. Например, одновременными действиями со стороны Департамента Образования. Департамент Образования контролирует большую часть федеральных денег, получаемых университетами. Он может срезать деньги всем университетам, которые не исключили погромщиков или поддерживают антисемитские протесты. Ни один университет, в котором есть медицинский факультет -- даже сверхбогатый Йелльский -- не могут жить без федеральных денег. Конечно, такое решение тоже приведет к судам, но вопрос в том, что будет считаться дефолтом на время судов -- продолжение финансирования, пока идут суды, или отказ от финансирования, пока идут суды. Это не очевидно.
В пункте 3(d) есть много тонкостей; возможно, я напишу о них больше, когда придет время. Главная проблема, как ни парадоксально -- Первая Поправка. Пункт 3(d) призван к защите Первой Поправки (особенно свободы религии евреев на университетских кампусах), но для этого он ограничивает права иностранцев-хамасников выражать антисемитские и антиамериканские идеи. Это, повторяю, вопрос сложный и интересный. С одной стороны иностранцы точно так же покрываются нашим Биллем о Правах, как и граждане. Но с другой стороны, у иностранцев нет права на нахождение в стране. И да, иностранцев можно выдворять из страны за поведение, за которое граждан не наказывают. Поэтому указ должен выстоять судебные тяжбы, но отсрочка сильно напортит воплощение.
Это была только немедленная реакция, а не научная статья.