Абсолютно согласен почти со всем, что написал Александр Гольц о 25-летии Августовской революции. И с тем, что глупо обвинять в коварстве тех, для кого это качество — профессиональное; и с тем, что пора бы нам самим подойти к зеркалу. Все правильно. Разве что с выводами не вполне соглашусь.
Просвещение — не выход из тупиковой политической ситуации. Просвещение — это вечная общественная необходимость, актуальная при любой власти и любом государственном устройстве. Честь и хвала просветителям: их кропотливыми усилиями создается фундамент общественного благополучия.
Но из политического тупика выход — только политический, может быть, революционный, как 25 лет назад. Уроки путча и ответной революции в том, что, свергнув коммунистическую власть, общество не позаботилось о продолжении реформ. Сил и ответственности хватило только на разовый рывок к демократии.
Конечно, трудно ожидать от народных масс ежедневного и активного участия в политической жизни. На революцию выходят не каждый день, а только когда накипело. В остальные дни этими проблемами занимаются политики, общественные деятели, лидеры общественного мнения.
Именно к ним основные претензии. Именно они упустили шанс, который дали им история и вышедший на улицы народ. Это они его «профукали», и это им, в первую очередь, надо подойти к зеркалу.
Впрочем, я не уверен, что они его действительно профукали. Не уверен, что большинство из них действительно хотели реальных демократических перемен. Вознесенные революционной волной Августа 91-го на самый верх государственной жизни, они по большей части устраивали собственные дела — политические и финансовые.
И что толку, что они подойдут к зеркалу? Увидят себя, подмигнут и подумают: «Жизнь удалась»! Заняли ведущие политические позиции, сколотили себе состояния — чем не награда за острый политический нюх, позволивший загодя присоединиться к общественным протестам, а то и возглавить их.
А несколько лет перед тем они упорно создавали в обществе имидж истинных демократов партийным функционерам и номенклатурным коммунистам. Борису Ельцину — члену Политбюро ЦК КПСС, Анатолию Собчаку — преподавателю спецшколы милиции, Александру Яковлеву — члену Политбюро и одному из организаторов судебного процесса над Синявским и Даниэлем, Виталию Коротичу — бывшему секретарю правления Союза писателей СССР, Егору Гайдару – редактору газеты «Правда» и журнала «Коммунист», Юрию Афанасьеву — бывшему проректору Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, и многим другим.
Список этот можно продолжить и вывод будет однозначный: лидеры общественного мнения — писатели, публицисты, кинематографисты, ученые, журналисты, общественные деятели потрудились над демократическим ореолом для политических проходимцев, птенцов гнезда КПСС. Которым начхать было на демократию в России. Которые никогда и ничем не пожертвовали ради общественного блага. И которые, естественно, в критический момент истории не стали препятствовать реставрации авторитаризма.
Уроки Августовской революции состоят еще и в том, чтобы не повторять ее ошибок. Не создавать имидж оппозиционеров вчерашним чекистам, выпавшим из обоймы кремлевским пропагандистам, съеденным своими соратниками бывшим олигархам.
Не всякий, кто 25 лет назад пламенно критиковал Горбачева и КПСС, был подлинным демократом. Не всякий, кто сегодня яростно критикует Путина и «Единую Россию», будет бороться за демократию, если придет к власти.
Смешно и недальновидно числить в рядах оппозиции Михаила Ходорковского, который финансировал КПРФ и готов лазать с автоматом по Северному Кавказу, чтобы силой удержать его в составе России.
Глупо считать оппозиционеркой «Машу-Крымнашу» — Марию Баронову, зарегистрированную кандидатом на предстоящих парламентских «выборах».
Нелепо записывать в оппозиционеры Геннадия Гудкова, преследовавшего диссидентов во времена своей чекистской молодости.
Этот список тоже можно продолжить, и вывод тоже будет однозначный. Для многих нынешних оппозиционеров демократическая риторика — всего только возможность претендовать на хорошие позиции в будущей власти или подороже продаться нынешней.
Надо бы перестать наступать на одни и те же грабли и внимательнее относиться к тем, с кем мы связываем надежды на демократические преобразования в России. Иначе через очередные 25 лет будем в очередной раз сокрушаться об упущенном историческом шансе.
Александр Подрабинек