Екатеринбург: "Суд о лайках" вынес приговор Екатерине Вологжениновой

Екатеринбург: "Суд о лайках" вынес приговор Екатерине Вологжениновой

Железнодорожный районный суд Екатеринбурга вынес приговор 46-летней местной жительнице Екатерине Вологжениновой, обвиняемой в экстремизме. Мать-одиночку судили за перепосты проукраинских заметок и карикатур в соцсети "ВКонтакте и "лайки" к подобным материалам. За это она получила 1 год обязательных работ.

Вынесение приговора по резонансному делу ожидаемо вызвало ажиотаж – в зал заседаний, наряду с многочисленными СМИ, пришли друзья Вологжениновой. "Понаблюдаем торжество нашего правосудия!" – отшучивались наблюдатели в кулуарах перед процессом. Тут же коротали время представители дипмиссий – генконсул Германии в Екатеринбурге Йозеф Людвиг и генконсул Франции Эрик Мийе. "Я здесь в качестве наблюдателя. Дело очень важное, так как речь идет о свободе слова и мышления. На основании того, что я слышал из материалов дела, могу сказать, что не вижу тут каких-то призывов к экстремизму. Выражать свое мнение – это право каждого гражданина – Франции или России", – сказал Мийе.


Ожидать начало заседания пришлось около часа – судья Елена Иванова вышла из совещательной комнаты вместо заявленных 10 утра только в 11 часов. Чем именно была вызвана такая задержка, осталось неясным. Для усиления мер безопасности в зале заседаний присутствовали силовики в черных масках. О дополнительной защите попросила гособвинитель Татьяна Бессонова, которая заявила о возможных выпадах со стороны группы поддержки Вологжениновой.

В зале суда присутствовали "правоохранители" в чёрных масках

Из обвинительного приговора следовало, что подсудимая создала личную страничку "ВКонтакте" в 2012 году, через два года стала делать посты, которые стали поводом для разбирательства. При этом всего Вологжениновой было сделано 127 записей, у нее было всего 4 подписчика и 20 подписок. Но доступ к странице не был ограничен, что стало одним из ключевых аргументов для следствия, которое вели сотрудники свердловского управления ФСБ.

Особенно чекистов заинтересовала карикатура на мужчину, который визуально был похож на президента РФ Владимира Путина. Кроме того, мать-одиночка как-то опубликовала изображение девушки-бандеровки, были посты и о русских добровольцах в Донбассе.

"Вологженинова публиковала материалы, поддерживая политику украинских властей, но хотела, как она пояснила на суде, лишь сближения россиян и украинцев. Вместе с тем, лингвистическая экспертиза показала, что иллюстрации и тексты направлены на возбуждение ненависти и вражды по отношению к русским. Также установлен факт пропаганды неполноценности по отношению к конкретной национальной группе – русским и жителям востока Украины, не поддерживающим политический курс Киева. Имели место и призывы к насильственным действиям в отношении русских", – зачитала судья, отметив, что суд признает выводы экспертизы подтверждением вины обвиняемой.

Судья отдельно отметила, что карикатура на человека, похожего на Путина, не может быть поводом для уголовного преследования, а потому сняла обвинение в этой части

Проще говоря, следствие и суд пришли к обоюдному выводу, что репост статей и фотографий оскорблял и унижал граждан России. К тому же, продолжала судья, свидетели стороны обвинения заявили, что подсудимая осуждала политику властей России на Украине. Сама обвиняемая это отрицала, настаивая на том, что не имела намерений разжигать ненависть и с помощью постов просто хотела узнать мнения людей на эту тему. К тому же не было официального заявления или сообщений о том, что данные картинки запрещены в России.

Вместе с тем, судья Елена Иванова отдельно отметила, что карикатура на человека, похожего на Путина, не может быть поводом для уголовного преследования, а потому сняла обвинение в этой части. Служитель Фемиды объяснила это нормами международного права, в соответствии с которыми люди могут выражать личное мнение о политиках, а те должны быть готовы к критике.

По сути, это прецедентное для российской ювенальной системы решение. Суд официально разрешил публиковать карикатуры на президента РФ и не бояться за это ответственности.

С другой стороны, суд счел необоснованными доводы стороны защиты о том, что Вологженинова не хотела распространять материалы среди "неопределенного круга лиц". Судебная инстанция посчитала необоснованной также мысль о том, что подсудимая выражала только свое мнение, не навязывая экстремистские настроения. Зато было исключено обвинение в разжигании ненависти к органам государственной власти.

Вынося приговор, судья Елена Иванова учла тот факт, что в России по конституции присутствует плюрализм мнений, действует многопартийность и отсутствует навязанная идеология. Но действия Вологжениновой все равно признали как разжигание вражды. Суд под общее возмущение публики постановил уничтожить ноутбук с зарядным устройством и компьютерную мышь, принадлежащие подсудимой. Компьютер Иванова приравняла к орудию преступления. В конечном счете Вологженинову приговорили к 320 часам обязательных работ. Заниматься общественно полезным трудом она будет бесплатно по четыре часа в день после работы. После оглашения приговора публика стала скандировать: "Позор! Позор!"

Выйдя из зала заседаний, Вологженинова заявила, что обязательно будет обжаловать вердикт.

"Я была к этому готова, но считаю, что это свинство. Найти разжигание ненависти и розни в том, что ты имеешь разные политические взгляды и мнение – это, я считаю, просто политическое надуманное дело. Я буду добиваться оправдания, вплоть до европейского суда, – заявила она. – В том числе меня возмутило решение об уничтожении ноутбука. Это моя личная собственность, я его покупала за свои деньги, платила за него кредит".

Меня возмутило решение об уничтожении ноутбука. Это моя личная собственность, я его покупала за свои деньги, платила за него кредит

Несмотря на вердикт, мать-одиночка не собирается отказываться от интернета, правда, теперь будет пользоваться соцсетями осторожней. "Буду вести себя аккуратнее. Но от сумы и от тюрьмы, как говорится, не зарекайтесь", – заключила Екатерина Вологженинова.

Уголовное дело против матери-одиночки было возбуждено по статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Поводом стали опубликованные на ее страничке "ВКонтакте" фотографии и ссылки на тексты с пабликов "Украинской народной самообороны" и "Правого сектора", смысл которых был направлен против политики России и военных действий на Донбассе. В частности, на одной картинке был изображен мужчина, похожий на Путина, который занес нож над картой Донбасса. Под ним красовалась надпись "Останови заразу!". В другой публикации изображалась девушка с автоматом, а внизу слова "Я – бандеровка. Смерть московским оккупантам!". Кроме того, женщина размещала ссылки на видеоматериалы, в которых рассказывалось о событиях на майдане Незалежности и яхте Путина. Государственный обвинитель Татьяна Бессонова просила для Вологжениновой наказание в виде 1 года исправительных работ, а также удержание 10 процентов с зарплаты в счет государства в качестве штрафа.

Сама обвиняемая свою вину не признала, поскольку ей осталась непонятна суть обвинения. Она поясняла, что знакомилась и делилась материалами о событиях на Украине в 2014 году, поскольку ей просто хотелось понять альтернативную точку зрения, отличную от той, что заняли и пропагандируют основные российские федеральные каналы. В связи с этим она назвала судебный процесс напоминанием о 37-м годе. А ее адвокат Роман Качанов сравнил происходящее в стране с жизнью в Северной Корее, предложив также по аналогии с делом Вологжениновой судить известных отечественных писателей – Достоевского и Пушкина, которые тоже критиковали государственные органы.

"Суд о лайках" получил такой общественный резонанс, что судебные заседания стали посещать дипломаты нескольких иностранных государств. Вероятно, такой интерес вызван тем, что в России ранее уже вынесли несколько приговоров по 282-й статье блогерам за посты в социальных сетях. Так, в сентябре осудили на три года колонии за посты с "призывами к сепаратизму" жителя Набережных Челнов Рафиса Кашапова. Также был приговорен почти к двум годам бывший пресс-секретарь президента Татарстана Ирек Муртазин. Он разместил в своем блоге ложные сведения о смерти бывшего главы республики – Минтимера Шаймиева.