Накануне 81-го дня рождения Сергей Юрский сыграл Шагала. И заставил зал аплодировать стоя. В основе сюжета — история художника. Она прорастает в историю народа, дорастая до истории континента, закольцовываясь в судьбу двух «маленьких людей», любящих друг друга, — Марка и Беллы.
Через их личную жизнь проходят две мировые войны и революция. Белла гибнет. А Марк проживает мафусаилов век и оставляет после себя картины. Их любовь можно было спасти от земных мук, только унеся на небо. Он так и сделал — подарил себе и Белле крылья.
Спектакль по пьесе Зиновия Сагалова Юрский поставил с помощью трех декораций — лестницы Иакова, витебских старых крыш и кухонного стола со стульями. Как можно на трех декорациях сыграть две мировые войны, Париж, Москву и революцию, знает только Юрский. Это его уникальное мастерство — сделать из белого куска материи и фату для невесты, и скатерть для поминального стола. Сыграть в одном спектакле пять ролей — от гениального художника до наркома просвещения. А также все возрасты Шагала — от ребенка до старика.
Юрскому прекрасно подыграла супруга, народная артистка России Наталья Тенякова. Сцена разговора двух мертвых — Шагала и матери — самая сильная нота спектакля. Сравнимая с Беккетом, Достоевским. Вторая по силе воздействия сцена — финальная. Шагал и умирающая Белла (Анна Гарнова) карабкаются по лестнице Иакова в небо, чтобы взлететь. Зритель сам дорисует себе финал — это будут «Летящие любовники». Спутница Шагала — оживший слепок той, что летит на картине.
Юрский ставит вопросы, на которые ответа нет. Почему одни и те же люди сначала жгут холсты, а потом несут их в музей. Сначала убивают друг друга, затем оплакивают. А потом снова идут убивать. Почему люди разрушают то, что сами создали. И почему никто, кроме одинокой, всеми забытой женщины, не хранит в памяти прошлое.
В 81 год Юрский не только ставит спектакли, но и заставляет плакать. Лучшая похвала для артиста. С днем рождения, мастер!