У меня не было практически никаких сомнений, что с законодательством о спецконфискации собственности представителей режима Януковича у нас ничего не получится - как бы ни настаивали на этом сторонники возвращения средств.
Спецконфискация - это не "безвизовые" законы, не декорация антикоррупционных органов, не громкие заявления дежурных популистов. Это - реальный индикатор готовности элиты и общества к настоящим переменам. И я не знаю, нужно ли объяснять, что к таким переменам у нас мало кто готов.
Достаточно сравнить страны, которые озаботились возвращением средств свергнутых диктаторов с теми, кто так и не вернул деньги, чтобы понять, что означают настоящие перемены.
То, что Чили - настоящая демократия, доказывать не нужно. Но этой стране удалось вернуть себе деньги Пиночета. То, что в Конго (Киншаса) сохранился полуфеодальный режим, объяснять не нужно: но эта страна не стала возвращать миллиарды диктатора Мобуту.
А есть и другой хороший пример - Киргизия. Здесь провели внутреннее расследование относительно денег бывшего президента Бакиева, но на Западе нет уверенности в том, что возвращённые деньги не будут вновь расхищены. Следовательно, деньги Бакиева в Киргизию не вернулись.
Для возвращения средств, которые крадут диктаторы, необходимо сочетание следующих факторов: конкретных правовых усилий страны, которая заинтересована в этом, профессиональные усилия соответствующих структур, международная поддержка и доверие к стране, которая хочет вернуть деньги. И, конечно, скорость - кого в мире будут интересовать запросы о хищениях спустя десятилетия?
Отсутствие хотя бы одного из этих факторов - чёткий индикатор нежелания меняться на самом деле, стремления выстроить декорацию вместо государства.
Не нужно самих себя обманывать: в бедной стране никакие антикоррупционные структуры не являются плотиной против коррупции и монополизации бизнеса. И Западу наличие этих структур важно прежде всего для защиты собственных инвестиций, а не для заботы об украденных у нас с вами средствах. При этом с внутренней коррупцией - как показывает опыт Италии, Греции, Болгарии, Румынии и других стран - можно бороться десятилетиями. И отнюдь не всегда успешно.
Реальным заслоном перед тотальным разграблением страны авторитарным режимом и олигархатом может быть только конфискация украденных средств. Только слаженная работа украинского и международного правосудия. Только исключение прецедента повторения пройденного.
И когда мы слышим комментарии о недопустимости спецконфискации, мы должны понимать - люди, которые их произносят, которые голосуют против, вовсе не являются сторонниками Януковича.
Просто они сами хотят быть в перспективе Януковичами. Или служить какому-нибудь своему новому Януковичу - у которого никто никогда ничего не отберет.