И пока одни украинцы с тяжёлой головой пытались вернуться к работе, другие уже работали во всю. Например – Генштаб ВСУ и рабочая группа при Минобороны, утвердившие первые пять соглашений, переводившие украинскую армию на стандарты НАТО.
Речь шла о будничных, в общем-то, вещах: стандартизации шлема, разгрузки, бронежилета, тактических очков… О том, о чём в армиях ведущих стран мира давно уже подумали, позаботились и больше к вопросу не возвращаются. Но, коль скоро Украина – в том числе и в военной сфере – отстала от цивилизации на десятилетия, пришлось навёрстывать.
Это был первый, но не единственный шаг в сторону НАТО. Таких шагов было ещё много. От совместных учений с бойцами Запада – до целых подразделений, подготовленных по стандартам Североатлантического Альянса. От «пикселя» и реформы питания до сертификации украинских ССО на выполнение боевых заданий в составе НАТОвских войск.
Важной промежуточной вехой стали изменения в законы и Конституцию: в начале каденции Президента Порошенко из законодательства наконец-то выбросили стыдливо-соглашательский «внеблоковый статус», а под занавес – официально внесли в Конституцию стремление Украины в НАТО.
И правильно сделали, что внесли. Потому, что те, кто уже шёл на смену прозападной власти, вполне сподобились бы вновь законодательно закрепить «вечный нейтралитет». Во всяком случае, первые же заявления новой власти поставили евроатлантические устремления нашей страны под большой вопрос. Профильные чиновники и депутаты наперебой заговорили о том, что в НАТО нас никто не ждёт, что формирование единой с Западом системы безопасности – процесс, а не результат, что имеет смысл дружить с Китаем, а не со США, и что не мешало бы нам создать ядерную бомбу и шантажировать мир, будто Иран или КНДР. Потом, правда, посмотрели на результаты опросов – и принялись демонстративно и истерично проситься в Альянс, словно облезлые мартовские коты в тёплую прихожую. Но НАТО, как известно, слезам не верит. И в этом году вновь тамошние функционеры популярно объяснили: присоединение Украины к Североатлантическому пакту – не вопрос ближайших лет. В переводе с дипломатического на человеческий это означает: сперва уберите команду невменяшек обратно в цирк, а потом поговорим, как взрослые со взрослыми.