На открытии фестиваля «Славянский базар в Витебске» выступил пародист Максим Галкин. Ну выступил, казалось бы, и выступил. Но поразило всех то, что он 13 минут практически в лицо президенту Беларуси рассказывал анекдоты о нем самом, а также о Путине и Медведеве. Это было воспринято как гражданский поступок, верх смелости. Так оценила выступление Галкина Ксения Собчак и другие идейные люди в обеих странах.
На самом деле шуток и про санкции, и про тандем, и про Батьку полно в интернете. Просто никто не ожидал, что можно вот так: с большой эстрады, под прицелом телекамер… И уж тем более не ожидали социальной сатиры от Галкина, которого давно списали со счетов и записали в «аншлаговые» юмористы. А он удивил.
Итак, про санкции.
«Русский народ санкций, которые накладывает Запад, не ощущает. Мы ощущаем те санкции, которые на нас накладывает родное правительство в борьбе с Западом. Но и тут вы помогаете. Спасибо, Беларусь, за швейцарский сыр!»
А вот про Батьку:
«Александр Григорьевич заехал с двумя министрами в ресторан. Официант спрашивает: «Что вы будете заказывать?» — «Я буду мясо». — «А овощи?» — «А овощи тоже будут мясо».
Говорят, что этот анекдот очень старый, и раньше в нем фигурировал Путин. С этим Галкин не спорит, правда, утверждает, что когда-то давно он его и придумал. А сейчас просто заменил одно имя-отчество на другое.
Зал над всеми этими издевательствами Галкина весело и непринужденно смеялся. Значит, не так уж они в Беларуси запуганы тоталитарным режимом. Правда, надо сделать скидку на то, что в вип-ложе сидел Лукашенко собственной персоной и тоже улыбался. А раз главный улыбается, и остальным незазорно. По слухам, он даже собирает анекдоты о себе. Хорошее хобби для человека, которого называют последним европейским диктатором.
И про тандем:
«У нас в России все спокойно. В политике у нас так же стабильно, как и у вас. Владимир Владимирович с Дмитрием Анатольевичем разработали вахтовый метод. И молодцы. И у нас нет возражений, так что, Александр Григорьевич, если вы подустанете и решите отдохнуть, пусть недолго, мы можем договориться с Дмитрием Анатольевичем. Главное, он человек надежный, смену сдаст без разговоров».
Потешаться над Медведевым все же стыдно, слишком легкая добыча для юмориста. Но интересно другое. С каждым упоминанием Путина и вообще российских реалий дико напрягался наш министр Мединский, сидевший рядом с Лукашенко. Но потом расслабился и тоже стал улыбаться.
Народ в соцсетях отреагировал на выступление Галкина примерно так, как певица Ваенга на акцию «Пусси Райот»: «попробовали бы они это сделать в мИчете». То есть легко ему критиковать одну страну, находясь в другой. Или, по советскому анекдоту, «я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть, что Рейган дурак».
Упрек несправедливый. Во-первых, выступление снимал канал «Россия 1». Во-вторых, Галкин шутит над нашими политическими лидерами регулярно, чуть ли не каждый год. Что-то вырезают из эфира, что-то нет, но никто ему воздух не перекрывает, никто не воспринимает его как оппозиционера и «пятую колонну». Тут, конечно, важен контекст. Вот и в Витебске он поместил социальную сатиру в окружение «аншлагового» юмора:
«Что касается нашей семьи, то мы давно привыкли к импортозамещению. Моя жена еще когда поменяла болгарина на отечественного производителя».
Это амортизация своего рода.
Никто не воспринимает как опасного человека и Семена Слепакова с его сатирическими песнями про нефть и про «результаты есть, только денег нет». Звучит это все спокойненько в «Камеди клаб» и властной изжоги не вызывает. Может быть, потому, что идет вперемешку с песнями про менеджеров, туры в Таиланд и пятничные попойки.
Если немного углубиться в историю, можно вспомнить успешный проект Максима Кононенко vladimir. vladimirovich. ru. Тоже фактически анекдоты. Правда, Кононенко упрекали тогда в том, что он гуманизирует образ президента, как бы очеловечивает его, даже когда смеется над ним. Дескать, они там, в Кремле, тоже люди, у них есть свои маленькие симпатичные слабости. Возможно, в этом и была сверхзадача проекта.
Этот феномен требует осмысления: насмешки над первыми лицами государства становятся фактом поп-культуры, имеют коммерческий успех. Конечно, все они очень талантливые люди — и Галкин, и Слепаков, да и Кононенко. Но может быть, дело в том, что их шутки не выходят за пределы национальной идеи, как ее описал когда-то Дима Быков: «Да, мы такие, и чё?». То есть речь идет о констатации факта, не более. Посмеялись над собой и страной, и можно спокойно жить дальше. Даже еще более спокойно, чем раньше.
Самый поразительный отзыв на выступление Галкина: «Море позитива!» Кем надо быть, чтобы воспринимать политическую сатиру как позитив?..
Конечно, в Витебске он немного перешел границы дозволенного. Но несильно. И теперь все думают: так можно критиковать начальство или нельзя? Или можно, но не всем?
А это смотря как. Так, как Шендерович с его «Куклами» и другими проектами, — явно нельзя. А так, как Галкин и Слепаков, в принципе можно, ничего страшного. В том и разница между Шендеровичем и Галкиным, что от одного обидно, горько и хочется сразу что-то сделать, что-то исправить, а от другого — море позитива…
Это, кстати, не в упрек Галкину. Он и не претендовал на роль борца с режимом, он прекрасный, тонкий юморист. Его просто приняли за другого. Это и понятно: в ситуации, когда почти ничего нельзя, любой острый и точный текст кажется революционным прорывом.