Евгений Комаровский: «Страна, которая имеет самый большой самолет в мире, не может найти деньги, чтобы привить своих детей»

Евгений Комаровский: «Страна, которая имеет самый большой самолет в мире, не может найти деньги, чтобы привить своих детей»

Накануне Дня защиты детей врач-педиатр, кандидат медицинских наук, автор популярных книг и телепрограмм, посвященных здоровью детей, Евгений Комаровский встретился с журналистами и рассказал все, что думает о ситупции с вакцинацией в Украине. 

Знаете, мне кажется, что люди пребывают в какой-то ошибочной уверенности, что за вакцинацию доктора получают премии. Друзья мои, за 35 лет моей работы врачом премии я получал два раза во времена еще Советского Союза.

Сейчас в действительности врачи очень мало времени уделяют вакцинации. Но самое важное, что я хочу сказать: к сожалению, ни один врач в стране не может донести информацию о ситуации, которая бы противоречила позиции его непосредственного начальства. Поскольку у меня непосредственного начальства нет, я заверяю вас, что главная проблема Украины состоит в том, что общество понятия не имеет о том, на каком свете вообще находится вакцинация и в каком мы положении.

Ситуация с вакцинами в Украине сегодня

То, что вы слышите о 50% вакцинированных, к действительности не имеет никакого отношения. Давайте рассмотрим одну-единственную болезнь — коклюш. Проявляется приступообразным кашлем при особо ненарушенном общем состоянии. Коклюшем болеют сейчас практически все дети Украины, кашляют целыми детскими садами и классами. При этом, как только врач поставит диагноз «Коклюш», прибежит целая куча проверяющих с криками: «Ты что творишь?». Поэтому, поскольку главный симптом коклюша — это кашель, можно поставить кучу других диагнозов: бронхит, воспаление легких, ОРЗ и так далее. И вот таких бронхитов у нас вся страна, а на самом деле уже лет 10 идет эпидемия коклюша, которая самым тщательным образом скрывается.

Вы не знаете о реальной смертности от коклюша, потому что больной ребенок коклюшем может умереть во время остановки дыхания (обычно в первый год жизни) или от осложнений вроде воспаления легких.

И когда ребенок умрет от воспаления легких, во всех справках так и напишут, а что виной тому коклюш — не узнает ни одна живая душа. А квинтэссенция этой проблемы состоит в том, что сегодня сотни тысяч мам бегают по стране в поисках вакцины от коклюша. И эта ситуация полностью игнорируется правительством, президентом, Советом национальной безопасности и обороны.

В июле прошлого года на своей странице в Facebook я сообщил, что срок годности противодифтерийной сыворотки истекает в сентябре месяце. И он-таки закончился. По всем биологическим законам циркуляции дифтерии ее вспышки повторяются с интервалом 15-25 лет. Я жил в эпицентре вспышки дифтерии в 1991-1993 гг., и она может начаться в любой месяц. И тогда в стране, где менее 50% привитых детей, начнется катастрофа. В Украине нет противодифтерийной сыворотки, как нет и противоботулинической сыворотки, как нет вакцин от бешенства и от укусов змей.

Сегодня страна, у которой есть самый большой самолет в мире, не может найти деньги, чтобы привить собственных детей, имея при этом президента-миллиардера.

Знаете, иногда мне хочется написать мемуары и рассказать о том, через что прошел я как человек, который заведовал 10 лет отделением, где как раз все эти дифтерии и коклюши жили; что такое остановка дыхания у ребенка; как в 1991 году мне звонили из МОЗ с криками: «Ты что, не смей ставить диагноз «дифтерия», пусть будет ангина, все что угодно». Сегодня я получаю сотни писем: «Доктор, в нашем классе я один привит от полиомиелита», «В нашем детском саду мы одни привиты от полиомиелита», а политики рапортуют, что вакцинировались 90% детей. И это 21 век.

Вот представьте себе, есть жизненно необходимое лекарство — противодифтерийная сыворотка. Откуда мы ее получали всю жизнь? Из одной-единственной страны, и вот мы решили, что эта сыворотка неправильная, так как не соответствует сертификату GMP (Good Manufacturing Practice for Medicinal Products — система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, медицинских устройств, изделий диагностического назначения, продуктов питания, пищевых добавок и активных ингредиентов, — прим. ред). Нам нужна другая. Что делают нормальные люди? Они регистрируют «правильную» сыворотку, а потом перестают закупать ту, которая «неправильная». Если люди голосуют за запрет на эту сыворотку, а альтернативы ей нет, население остается без жизненно необходимого лекарства и умирает, то это значит, что люди, проголосовавшие таким образом, — преступники.

Методы решения

Вот вспомните, когда мы шли на выборы, вы хоть от одного кандидата слышали фразы: «дети», «прививки», «акушерство», «беременность», «материнство»? Зато мы слышали про войну, про газ, про деньги, про то, на каких языках говорить и каким богам молиться. На сегодня ситуация с вакцинацией в Украине не критическая. Она катастрофическая. И она требует немедленного созыва Совета национальной безопасности и обороны, который примет решение об упрощении процедуры регистрации лекарственных препаратов.

Вакцины — это не кирпичи, цикл их производства занимает от двух до семи лет. Если вы хотите заказать вакцины на год вперед, будет одна цена, на два — другая. Нормальные страны заказывают вакцины на 3-7 лет вперед, имея нормальные цены. Теоретически планированием вакцинации занимается Министерство здравоохранения, они должны составить план и подать заявки. Дальше эти планы должны быть профинансированы, а вместе с этим утверждены соответствующим комитетом Верховной Рады, бюджетным комитетом Рады. Потом правительство должно утвердить это во главе с премьер-министром, а затем в бюджете должны найтись деньги. Все. Вот такая цепочка. Поэтому, чтобы быстро принять решение, нужно выйти из этого круга, где сплошной пиар и непринятие решений.

До того, как стать, как многие считают, — шоуменом, я прошел через 12 лет детской реанимации. И только представьте себе, каково это, когда тебе приходится открывать двери, чтобы сказать матери, что ее ребенок умер. А потом эти родители обвиняют нас, врачей: «А что же вы не сказали, а что же вы не предупредили»… Вариант только один — всем объединиться. Иначе, как я говорю: «Стая, не способная защитить собственных детенышей, обречена на вымирание».

Источник