Держащие друг друга за хоботы слоны, белки и утки – вот что можно разглядеть на гербе Израиля. Как они оказались на древней меноре, якобы стоявшей в Иерусалимском храме, и что унаследовали от дракона и льва со змеиным хвостом, крыльями и птичьей головой?
Официальная история создания израильского герба хорошо известна: через три недели после провозглашения независимости (5 ияра/14 мая 1948 года) была учреждена специальная комиссия по государственной символике. Она-то и обратилась к общественности с призывом присылать свои предложения по дизайну герба. При этом комиссия указала, что основным элементом будущего символа Израиля должна стать менора.
Из сотен эскизов, поступивших на конкурс, комиссия выбрала вариант, предложенный братьями Габриэлем и Максимом Шамирами, художниками-графиками, уроженцами Латвии. На их эскизе было схематично-условное изображение меноры, семи шестиконечных звезд над ней и двух оливковых ветвей по бокам. Члены комиссии рекомендовали братьям сделать менору «подревнее» и добавить надпись с названием государства на иврите.
Но мы ведь знаем, что одна из Десяти заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира!» Возможно ли, что менора с изображением разных идолов стояла в Храме? Мнения исследователей по этому вопросу расходятся. Некоторые считают, что менора с подобной подставкой не могла находиться в Храме. Согласно одной из теорий, подставка была создана уже в Риме, но в это трудно поверить, поскольку в римской традиции совершенно не было принято возводить столь массивные сооружения.
Другая теория гласит, что анонимный художник изобразил на подставке то, что он видел во время торжественной процессии по вносу меноры в Рим в 70 г. н.э. Другие изображения храмовой меноры, сохранившиеся на стенах синагог и усыпальниц первых веков нашей эры, свидетельствуют, что она стояла не на монолитной подставке, а на трех ножках. Согласно этой теории, менору поместили в ящик, который солдаты внесли в Рим на своих плечах. Затем этот ящик или его часть превратили в постоянную подставку.
Однако другие ученые полагают, что на арке Тита изображена менора из Иерусалимского храма в ее первоначальном виде. Согласно свидетельствам римских историков, когда арка строилась, менора была установлена рядом с ней, и у художника была возможность изобразить ее с натуры. Кроме того, император Домициан, заказавший арку в память о своем брате Тите, наверняка заметил бы недостоверность в изображении и возмутился бы.
Незадолго до того, как Антигон II отчеканил свою монету, его противник Ирод был представлен римскому сенату и избран новым царем Иудеи. После долгой войны Ирод победил Антигона, которого казнили римляне, и воцарился в Иудее. В царствование Ирода в Иудее усилилось влияние римской культуры. Если кто-то и распорядился переделать подставку меноры, приблизив ее к образцам римского искусства, то это, вероятнее всего, был как раз Ирод. Из сочинений историка Иосифа Флавия нам известно, например, что Ирод распорядился – к огромному разочарованию простых иудеев – установить в Храме изображение золотого орла (символ римской власти).
Вместе с тем в изображениях драконов в Дидиме и на арке Тита имеется весьма примечательное отличие. В римской традиции драконов почти всегда изображают с зубцами вокруг шеи, однако на изображении меноры на арке Тита эти характерные зубцы отсутствуют. И это сделано явно не случайно. Еврейский закон запрещает использовать в быту предметы, украшенные изображением дракона (Мишна, «Авода зара» 3:3). Однако если у дракона нет зубцов вокруг шеи, то изображать его разрешается (Тосефта, «Авода зара» 5:2).
В римском искусстве того периода часто изображали нимф верхом на морских чудовищах. Но на спинах морских чудовищ, изображенных на меноре, никаких нимф нет, поскольку изображение обнаженных молодых женщин явно противоречит еврейской традиции. С учетом всех этих корректировок можно предположить, что подставка действительно использовалась в Храме. Ирод мог распорядиться создать новую менору или одну только подставку после того, как персы разграбили Иерусалим в 40 г. до н.э.
Таким образом, мы видим, что имеются весомые аргументы как в пользу версии об аутентичности меноры, изображенной на арке Тита, так и против нее. Истину могло бы восстановить обнаружение самой этой меноры, однако это едва ли реально. В 410 г. н.э. вандалы разграбили Рим и унесли с собой множество сокровищ, включая и менору.
Роберт Берг