25 июня начинается официальный визит президента РФ Владимира Путина в КНР. О том, какие надежды Москва возлагает на Пекин и удастся ли России переориентировать свой экспорт с европейского на китайский рынок, рассказал эксперт по российско-китайским отношениям, сотрудник берлинского института Mercator по изучению Китая (MERICS) Томас Эдер (Thomas Eder).
В ходе визита Путина в Китай планируется подписать ряд двусторонних торговых соглашений. Более других на слуху крупные инвестиционные проекты на территории РФ - к примеру, строительство высокоскоростной магистрали Москва - Казань и освоение газового месторождения в Арктике. Похоже, главной целью нынешнего визита станет укрепление экономического сотрудничества. Так ли это?
Экономика действительно станет центральной темой встречи лидеров России и Китая. Ввиду тяжелой ситуации в экономике и западных санкций Россия готова допустить китайских инвесторов в свои стратегические отрасли, а также пойти КНР навстречу в ходе переговоров по энергетике.
Хотя китайские инвестиции в российскую экономику по-прежнему отличаются широким размахом и четким стратегическим расчетом, по сравнению с общим объемом инвестиций КНР за рубежом доля вложений в российский рынок остается низкой. Объемы двусторонней торговли явно не достигают поставленных целей. Сельскохозяйственная отрасль, на которую возлагались большие надежды, пока также приносит только разочарования.
- Испытывает ли Россия из-за санкций потребность привлечь на свою сторону сильного союзника?
- Несомненно, из-за санкций Россия находится под давлением. РФ не хочет оказаться в дипломатической изоляции и должна принимать экономические меры по борьбе с рецессией. Демонстративное единение во внешнеполитической сфере и интенсивные экономические и инвестиционные отношения с Китаем имеют для российского правительства очень большое значение. Впрочем, как раз в экономической сфере Россия ожидает большего, чем Китай может ей дать.
- На что именно надеется Россия?
- Речь, к примеру, идет о том, насколько еще может быть увеличен объем поставок нефти из России в Китай и какое количество российского газа будет импортировать КНР. Дойдет ли дело, к примеру, не только до строительства газопровода "Сила Сибири", но и до прокладки газопровода "Алтай"? Китай изо всех сил старается не допустить попадания страны в зависимость от какого бы то ни было импортера - в том числе и от России.
Кроме того, объемы потребления Китаем нефти и газа при сегодняшних экономических реалиях растут не так быстро, как ожидалось некоторое время назад. По этой причине надежды России на то, что с помощью Китая ей удастся компенсировать потери от сократившегося экспорта в Европу, вряд ли сбудутся. Кроме того, Россия рассчитывает на большой объем китайских инвестиций, что нереалистично ввиду недостаточной привлекательности российской экономики и текущих экономических проблем в КНР.
- Многие считают российско-китайские отношения браком по расчету. Есть ли у обеих стран общий фундамент для долгосрочного партнерства?
-По-прежнему считается, что в основе российско-китайского партнерства лежат неприятие однополярного миропорядка, основанного на доминировании США, а также общие принципы международных отношений. Эти принципы, впрочем, действуют лишь до того момента, пока это не наносит серьезного ущерба собственным интересам. Кроме того, в данный момент Китай как раз близок к тому, чтобы положить конец однополярному миру, не нуждаясь при этом в помощи России.
- Что же в первую очередь препятствует развитию двусторонних отношений?
- Экономические отношения до сих пор были сравнительно односторонними. Китай импортирует из России сырье и экспортирует готовые продукты. Исключения составляли ядерная и оборонная отрасли, сотрудничество в которых постепенно сворачивается ввиду наращивания Китаем своего собственного потенциала. Потребление российской электроэнергии в Китае растет очень медленно и имеет лишь небольшой потенциал для развития, поскольку правительства обеих стран имеют различные представления о цене электроэнергии, и Китай осознанно дифференцирует свой импорт.
На дипломатическом уровне обе стороны не хотят слишком тесно связываться друг с другом, а уж и подавно - жертвовать ради этих отношений другими интересами. Кроме того, несмотря на все попытки успокоить Россию, Москва по-прежнему с опаской следит за усилением экономического доминирования Китая в Центральной Азии.
- Китайцы крайне заинтересованы в сотрудничестве в военной сфере. Как далеко обе страны готовы пойти в этом направлении?
- Россия по-прежнему является крупнейшим экспортером вооружений в Китай. Однако объемы торговли оружием снизились из-за роста китайской военной промышленности. Однако ради сохранения торговых отношений в этой области Россия готова даже поставлять Китаю свою самую современную военную технику. Обе страны уже давно принимают участие в совместных маневрах в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а в последнее время растет и число двусторонних учений. Стоит отметить и факт одновременного присутствия российских и китайских кораблей в непосредственной близости от спорных островов Сенкаку-Диаою между Японией и Китаем две недели назад. Впрочем, действий, выходящих за рамки символической поддержки, от обеих стран ожидать не стоит.
Bloomberg: "Поворот Путина к Китаю проходит не так гладко, как ожидала Россия".
Совместные проекты не продвигаются, торговля между двумя странами сокращается, Россия борется с самой длинной рецессией за последние два десятилетия. Кремлевский помощник Юрий Ушаков говорит, что во время визита Путина будет подписан "внушительный пакет соглашений и коммерческих проектов", но энергетические сделки обсуждаться не будут. "Нельзя подписывать масштабные соглашения на каждом саммите", - заявил журналистам Ушаков в среду в Москве. "Самое главное – начать их реализовывать".
"Китайцы долго принимают решения", - сказал Борис Титов, председатель Российско-китайского комитета мира, дружбы и развития. "Все крупные банки опасаются того, как на них могут повлиять санкции, поскольку они являются частью международной системы платежей". Средние китайские компании приходят в Россию в такие отрасли, как инженерное дело и сельское хозяйство. Хотя их поддерживает правительство в Пекине, они действуют "очень осторожно, потому что их беспокоит бизнес-климат", - сказал Титов, который входит в делегацию Путина.
Китайские компании получили миноритарные пакеты акций в некоторых горнодобывающих проектах. Китайские инвестиции начинают поступать в сельское хозяйство России, защищенное от конкуренции запретом Путина на импорт продуктов питания из Европы и США, введенным в ответ на санкции.
Россия рассматривает возможность продажи 19,5% акций "Роснефти" китайским и индийским инвесторам. Эта сделка может принести России не менее 700 миллиардов рублей ($10,9 млрд), что поможет Путину сократить дефицит бюджета и выполнить обязательства по расходам до его возможного переизбрания в 2018 году.
Индия расширяет свое присутствие в России с помощью государственной нефтяной компании "Oil & Natural Gas Corp." и консорциума мелких производителей. Она купила 49,9% в "Ванкорнефти", подразделении "Роснефти", одного из крупнейших поставщиков нефти в России. "Роснефть" ведет переговоры с Китаем о доле в компании.
Финансовые отношения развиваются не так быстро, как ожидала Россия. В этом году министерство финансов собиралось продавать облигации на сумму около 6 млрд юаней ($ 912 млн), чтобы развивать связи с китайским рынком, но теперь нет уверенности, что Китай завершит все технические приготовления вовремя.