Известно самоопределение первой волны российской эмиграции — мы не в изгнании, мы в послании. Каждая новая эмиграционная волна — своеобразное послание народам принявших ее стран. Последняя — свидетельство о моральной катастрофе, к которой привел Россию путинизм. Множество людей уезжает сейчас по политическим или, вернее, политико-эстетическим причинам. Просто потому, что им становится невыносимо душно жить в атмосфере ура-патриотической милитаристской истерии, реакционной ксенофобии и клерикализма.
В 70-е — начале 80-х третья волна эмиграции сыграла большую роль в борьбе за соблюдение прав человека. Книги, статьи, радиопередачи, созданные эмигрантами, были для западной и российской общественности важным источником информации об истинном положение дел в Советском Союзе. Современная политическая эмиграция пока не стала такой влиятельной общественной силой не только в мировой политике, но даже в самой русскоязычной диаспоре.
Русскоязычные общины играют значительную роль в жизни многих стран: Германии, Латвии, Эстонии и т.д. Неудивительно, что путинские власти все активнее пытаются подчинить их себе. В соответствующую работу среди русскоязычных вкладываются очень большие ресурсы. Задействованы посольства, различные околокультурные и общественные организации, СМИ. Эти усилия приводят к определенным результатам. Российское телевидение довольно эффективно обрабатывает русскоязычных зрителей во всем мире. К сожалению, для многих иностранцев слово “россиянин” становится синонимом слова “путинист”.
Политические эмигранты пока не сумели продемонстрировать миру, что есть и другая Россия — страна свободных людей, презирающих “крымнашизм” и всю нынешнюю шовинистическую вакханалию. А ведь как показывает историческая практика, именно политэмигранты могут наиболее эффективно противостоять разрушительной работе кремлевской пропагандистской машины.
Новая политэмиграция способна помочь миру и, прежде всего, русскоязычным общинам, понять, что представляет собой путинский режим. Это может стать ее главной миссией.
Однако не менее важно содействие, которое политэмиграция готова оказать российскому оппозиционному движению. Эмигрантам не угрожают репрессии. Они могут воспользоваться своей свободой для того, чтобы вместе с российскими оппозиционерами противостоять авторитарной власти. Эмигранты способны бороться за освобождение политзаключенных, за международный бойкот путинских преступников, доносить до россиян правду о происходящем в мире и т.д.
Первая коммуникативная площадка, объединяющая внутрироссийскую оппозицию и политэмигрантов, была создана в марте 2016 года по инициативе Гарри Каспарова в Вильнюсе, где прошел Форум Свободной России (ФСР). Есть идея сделать Форум постоянно действующим сетевым движением.
В середине октября пройдет новый ФСР в Вильнюсе. Было бы здорово, если бы эту перспективную инициативу поддержали эмигранты, проживающие в Германии — стране с самой большой русскоязычной общиной в дальнем зарубежье. Тем более, что русскоязычные жители здесь в последнее время становятся объектом мощной информационной атаки Кремля, пытающегося использовать их в своих целях. Демократической эмиграции пора вмешаться в эту ситуацию и сказать свое слово против кремлевской пропаганды.
Предлагаю провести в конце года еще один, на этот раз региональный ФСР в Берлине, на котором присутствовали бы представители демократической русскоязычной общественности, в основном проживающие в Германии. В центре Берлина на Фридрихштрассе расположен монументально-совковый официозный “Русский дом”. Давайте создадим в Германии виртуальный “Дом Свободной России”, который станет новым центром русской независимой культурной и общественной жизни.
Жителей Германии, прежде всего берлинцев, готовых принять участие в реализации этой идеи, прошу писать мне в личку ФБ.
Игорь Эйдман