Российский президент Владимир Путин второй раз за этот год появился на телевизионных экранах в роли благодетеля украинского Геническа. Путин вновь разрешил главе крымского режима Аксенову поставить газ Геническу. Но это – не история о благородстве. Это – история о воровстве.
Геническ, действительно, – единственный в нашей стране город, который не подключен к единой газовой системе Украины. У Геническа есть свое месторождение – Стрелковое, которое находится в Геническом районе, а точнее – в Азовском море неподалеку от Арабатской стрелки. Газа, который есть в этом месторождении, Геническу хватает с лихвой. Схема газоснабжения города была такой: летом газ закачивали в Глебовское газохранилище, а зимой отбирали газ оттуда. Но Глебовское газохранилище находится на территории АРК. До оккупации полуострова это, разумеется, не имело ровно никакого значения. Удивительным является то, что и после аннексии Крыма компания “Пласт” хорошо известного теперь всем нам народного депутата Онищенко продолжала пользоваться хранилищем как ни в чем не бывало.
1 января 2016 года оккупационные власти Крыма просто запретили компании “Пласт” пользоваться ее же газом. Так и началась катастрофа нескольких холодных зимних дней, прерванная “милостивым” обращением российского обер-вора к крымскому вору-помельче “помочь” жителям города. А проще говоря – вернуть им часть того, что было украдено. Но сюжет для российской пропаганды получился великолепным!
В этом году никто на Глебовское газохранилище уже не надеялся. Подача газа в Геническ сейчас осуществляется непосредственно с месторождения. И первое же резкое похолодание привело к похолоданию в трубах. Потому что нужно было немедленно увеличить подачу газа – а для этого нужно попасть на находящееся в море месторождение. А попасть было нельзя, так как на море начался шторм. Тут Путин и Аксенов опять подсуетились и решили “помочь” Геническу, отдать городу часть сворованного газа. Но пока сюжет о благородстве Путина показывали по телевизору, газовики из “Пласта” все же смогли попасть на месторождение и увеличить добычу газа. Очередной демонстрации воровского благородства не получилось. Но самой проблемы это не решило.
У меня все же остается несколько вопросов. Не к Путину, а к украинской власти. Неужели после аннексии Крыма не было ясно, что пользоваться хранилищем на территории полуострова, мягко говоря, рискованно? Что тот, кто украл сам полуостров, украдет все, что плохо лежит? Неужели непонятно, что задача обеспечения, по сути, пограничного города теплом – это уже не просто задача частной компании, а функция государства, вопрос национальной безопасности? Ведь жители Геническа превратились в заложников путинской “милости” и погоды на Азовском море. А зима уже близко – вторая непростая зима в истории города.
Или, может быть, дело все же в прибылях компании Александра Онищенко? Ведь если представить себе присоединение Геническа к единой газовой системе страны, компания “Пласт” лишится этих прибылей и вынуждена будет законсервировать месторождение Стрелковое? Конечно, бизнесмена можно понять – до войны схема замечательно работала и приносила немалый доход. И от этой схемы так не хотелось отказываться, что ни компания “Пласт”, ни власти Геническа до 1 января 2016 года просто предпочитали не замечать изменившегося положения. И все остальные – тоже.
Но положение действительно изменилось. Нельзя оставлять жителей Геническа в заложниках у Путина и Аксенова. И в заложниках у погоды и Онищенко тоже нельзя. Нужно изучить возможность присоединения Геническа к единой газовой системе Украины или хотя бы задуматься о строительстве нового хранилища для нужд города. Возможно, есть и другие решения – я не энергетик и не могу знать всего.
Но одно я знаю наверняка: нельзя газоснабжение целого города ставить в зависимость от вора из Кремля или от шторма на Азовском море. И то, и другое – не выход.
Виталий Портников