Вчера я написал о катастрофе в экономике России. Получил кучу возражений в духе, что вон в 1998 году Россия тоже не справилась с внешним долгом и — ничего, обошлось. Объявили дефолт, реструктуризовались… И в этот раз обойдется…
Увы нет, не обойдется!
Не обойдется по одной простой причине. Кроме внешнего долга, у России есть еще и огромный внутренний долг. Перед своими собственными гражданами. Которого в 1998 году не было.
А внутренний долг, замечу, — это не только возврат позаимствованных у населения денег, хотя и это тоже.
Внутренний долг — это выполнение государством своих финансовых обязанностей перед гражданами: это пенсии, образование, медицина, вся социалка, короче…
Это поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры жизнеобеспечения — подача электричества, тепла, транспортная доступность.
И, как это ни парадоксально — внутренний госдолг еще и банковская сфера. Потому что поддержание банковской инфраструктуры в работоспособном состоянии — это тоже первейшая обязанность государства. А государство, и мне не надо вам это доказывать, на протяжении последних лет делало всё, чтобы ее угробить, полностью лишив банковский рынок конкуренции, и оставив на плаву только несколько десятков банков, опосредованно принадлежащих самому вождю нации.
Вы сами, не хуже меня знаете, что происходит со всем этим внутренним госдолгом. Вы сами видите в каком состоянии находится и с какой скоростью гробится медицина. Вы сами знаете, что пенсионный фонд — пуст. «Денег нет, но вы держитесь»!
В каком состоянии находится инфраструктура жизнеобеспечения наглядно показала эта зима, когда целые регионы оставались без электричества и отопления по несколько суток. И все прекрасно понимают, что в дальнейшем это будет только рушится дальше, а не чиниться.
И банки, банки, банки… Население верит, население несет деньги. Население знает, что государственное страхование возместит потери денег на счету, если государство угробит ваш банк. А знает ли населения, что у того самого АСВ (агентства страхования вкладов) деньги давным-давно закончились, и выплачивает оно вам компенсации в кредит?
Невелика беда, скажете вы, выплачивает же! Ну кредиты АСВ берет из бюджета, и эти деньги АСВ бюджету никогда не вернет, потому как ему их негде взять, оно их не зарабатывает. А значит и платить по этим кредитам потом придется вам. Причем с процентами.
Каким образом с вас возьмут эту плату? Путем стремительной потери стоимости всех тех денег, которые находятся в вашей собственности. С одновременной потерей возможности поменять все эти бумажки на валюту по адекватному курсу, поскольку см. предыдущую публикацию, из России сейчас утекает за рубеж в полтора раза больше валюты, чем притекает. На всех желающих — не хватит.
Когда это произойдет? Если Трамп санкции не снимет, то уже в этом году. Динамика движения денежек в России пока еще прозрачна, и сроки пока еще просчитываемы, так что этим летом готовьтесь встретить мягкого и полного пушного зверька.
Но это только, если Трапм санкции не снимет. Если же снимет, то экономика России сможет потихоньку перекредитоваться и неплохо отсрочить приход пушного зверька.
А Трамп снимет санкции? Вопрос тонкий. Я бы сказал так, шанс, что он их снимет, очень сильно больше нуля. Причем ему это сделать не помешает ни законодательная власть, ни судебная. Специфика американской юрисдикции такова, что для того чтобы снять санкции не практике, вовсе не надо снимать их формально.
Вам ведь уже приходилось возмущаться или удивляться, когда какой-то российский чиновник, находящийся под персональными санкциями, спокойно получал визу и вылетал за границу по делам «в порядке исключения». Не так ли?
Вот для того, чтобы это «исключение» пришло в действие, не надо ни решения сената, ни даже указа самого Трампа. Контролем за исполнением санкций занимается одна единственная исполнительная структура США — министерство финансов. Для того, чтобы формально не снятые санкции попросту перестали работать, необходимо и достаточно, чтобы американский Минфин не стал бы привлекать к ответственности тех, кто пошел на нарушение санкций. Это его полное право, и он не обязан отчитываться и объяснять свои подобные решения кому бы-то ни было.
Безусловно, американские законодатели могут протестовать, создавать комиссии по расследованию. Это их право, и даже обязанность. Но грустная истина состоит в том, что независимо от того, к каким решениям придут эти комиссии через пару лет, фактическая отмена санкций произойдет и обратно ее откатить будет уже невозможно.
Так что не надо гадать господа, будет Трамп отменять санкции или нет. Он их уже отменил в тот момент, когда расставил на ключевых постах в Минфине и Минюсте — своих людей. А вот как далеко зайдет эта отмена, будет ли Минфин прикрывать глаза на нарушения, вот этого я вам не скажу. Пока. В марте-апреле, может и скажу. Но — не сейчас.