25 мая департамент защиты экономики Национальной полиции и военная прокуратура Украины провел серию одновременных обысков у бывших налоговиков Министерства доходов и сборов времён президентства Виктора Януковича. 454 обыска прошли в 15 областных налоговых управлениях. Задержаны и доставлены в суд 26 подозреваемых, в том числе бывшие начальники управлений Миндоходов в Днепропетровской и Луганской областях, экс-глава налоговой в АР Крым, несколько руководителей налоговой инспекции Киева, заместители главы налоговой по Полтавской области, заместитель начальника управления Миндоходов по Харьковской области, два бывших начальника налоговой по Харьковской области. Налоговых чиновников подозревают в нанесении ущерба бюджету на сумму около 4 миллиардов долларов. Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос сообщил журналистам, что бывших работников налоговых служб подозревают в участии в преступной организации и злоупотреблении служебным положением.
Дело касается бывшего главы Миндоходов и сборов Украины Александра Клименко. Одновременно с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем в феврале 2014 года он бежал в Москву, где и пребывает по сей день. Клименко подозревают в создании так называемых «налоговых ям». Речь о специальных программных предприятиях-транзитерах, которые выводили из-под уплаты налогов деньги украинских бизнесменов. Схема была проста. Сначала на успешное предприятие приходили налоговики, устраивалась проверка, насчитывался непомерный штраф и кругленькая сумма налогов, а потом предпринимателю предлагалось «сотрудничать» с определенной фирмой. После этого налоговая сразу снимала претензии, а бизнесмен, осуществляя платежи через указанную фирму, избавлялся от угрозы новых штрафов и проверок. Так, к примеру, если сумма налогов, которые предприятие должно было заплатить в казну, составляла 100 миллионов гривен, то после заключения сделки с налоговым транзитером она уменьшалась до 40 миллионов. Ещё 40 миллионов надо было перечислить «спасителям». Предприниматель же получал «бонус» в виде 20 миллионов. Схема «40х40х20» работала также для возврата НДС, уплаты таможенных сборов за экспорт и импорт. Бизнесменам «давали заработать». Но был ли у них выбор?
В стране под патронатом бывшего президента была создана целая система, «выдаивавшая» средства из реального сектора экономики. Таким образом Виктору Януковичу и его подельникам удалось создать полноценную мафиозную структуру, занимавшуюся рэкетом в каждой области страны. При каждой налоговой администрации Украины были созданы финансовые «пылесосы» - преступные пункты, клиентами которых были все мало-мальски успешные бизнесмены. Масштабы убытков, нанесённых казне, ошеломляют. Но главное, созданный спрут практически уничтожил украинский бизнес.
По итогам проведённой спецоперации против «налоговой мафии Клименко» были арестованы с правом внесения залога 11 подозреваемых; ещё 4 были освобождены под личные обязательства; 7 задержанных до сих пор остаются в тюрьме. Общая сумма определенных судом залогов составила более 326 миллионов гривен. Масштаб спецоперации сложно переоценить. Всего во время обысков было изъято: 23 автомобиля, 5,5 млн долларов, 3,7 млн гривен, более 3 кг банковского золота, около 20 кг серебра, 20 картин (XVIII-XIX век), более 20 ценных часов.
Глава МВД Арсен Аваков назвал произошедшее самой большой антикоррупционной операцией, которая когда-либо проходила в стране. Но общество недовольно. В украинской прессе озвучивается мнение, что все происходящее - это большое шоу, приуроченное к отчету генерального прокурора Юрия Луценко по случаю годовщины его пребывания на посту. Мол, прокурор-политик зарабатывает себе электоральные бонусы.
То, что громкие аресты совпали с выступлением Юрия Луценко, может заинтересовать только тех, кто привык увлекаться формой, а не содержанием. Выдвинутые задержанным подозрения в участии в преступной группе, связь фискалов с бывшим главным налоговиков страны Александром Клименко, а через него с Виктором Януковичем - полностью меняет тональность обвинений, которые украинское государство выдвигает деятелям режима Януковича. Все задержанные являлись государственными чиновниками, никогда не занимались политикой. В случае если следователям удастся доказать обвинения по налоговикам и добиться от них свидетельств против бывшего руководителя, появится возможность обвинить Виктора Януковича в совершении экономических, а не политических преступлений.
«Мы предполагаем привлечь к ответственности работников органов прокуратуры, работников органов СБУ и работников государственных налоговых администраций. Без этого триединого спрута в государстве не началась бы война», - пояснил главный военный прокурор Матиос.
Речь идёт о мафии, дорвавшейся до власти в Украине и приведшей страну к катастрофе. Украина действительно никогда не знала подобных масштабных уголовных дел, затрагивающих не только преступников, но и созданные ими схемы.
Вторая претензия, высказываемая скептиками, касается «слишком мягких приговоров суда». Многим украинцам совершенно невдомек, что выход под залог - это ещё не приговор. Конечно же, прокуратуре ещё предстоит доказать свои обвинения в суде. И качество судебной системы тут имеет важное значение. Но есть ещё одно обстоятельство, о котором мало говорят в Украине. Все общество в той или иной мере было замешано в преступных схемах статусных коррупционеров, а значит, для того, чтобы добиться настоящего очищения страны от преступных схем в деле «народ Украины против Александра Клименко», одной работы правоохранителей мало.
Арсен Аваков обратил внимание, что сумма, которая инкриминируется бывшим налоговикам, превышает бюджет Министерства обороны. «К сожалению, такие дела очень сложны в расследовании», - сказал он. И это правда. Расследование становиться ещё сложнее, если «потерпевшие» идентифицируют себя с «преступниками» и не спешат давать свидетельские показания.
Те, кто в 2010-2013 годах занимался бизнесом в Украине, хорошо знают и о различных платформах по обналичиванию средств, и о конвертационных центрах, за небольшую мзду выводящих деньги в офшоры. По словам военного прокурора Матиоса, украинские бизнесмены не спешат давать показания против налоговиков Клименко, опасаясь, что их самих вынудят доплатить припрятанные налоги.
Другими словами, среди украинцев, призывающих применить всю строгость закона к чиновникам, мало тех, кто хочет почувствовать действие закона на себе. Прокуратура уже пообещала бизнесу полную амнистию в обмен на показания. Более того, следователи прямо заявляют, что без содействия украинских бизнесменов им не справиться.
Подавляющее число украинских граждан до сих пор живут в «тени». Не платя налоги, они клянут воров-чиновников и продажных политиков, совершенно не беря на себя ответственность за происходящее. Согласно соцопросам, украинцы не поддерживают идею всеобщего налогообложения. Заплатить всегда должен кто-то другой. Экономический инфантилизм украинцев привёл к тому, что закон, к исполнению которого они призывают чиновников, стал репрессивной дубинкой, а не правилом, общим для всех. Ведь схема Клименко - это применение к бизнесмену репрессивного законодательства и обещание закрыть глаза за правонарушение в обмен на финансовое вознаграждение. Законы в Украине писались не для того, чтобы их выполнять, а для того, чтобы под угрозой их применения незаконно обогащаться. Налоговая система Украины тут не исключение. «Делать бизнес честно» в стране решительно невозможно. Об этом знают или догадываются все граждане страны. Вот только это знание не конвертируется в требование сделать налоговую систему такой, чтобы налоги стало платить удобно и прибыльно. Украинцы не желают применять к себе цивилизованный принцип, согласно которому только кристальная чистота перед законом может служить основой безопасности гражданина. Любой, кто говорит, что закон должен быть выполним, только тогда его выполнение станет всеобщим правилом, воспринимается обществом как романтик или сумасшедший.
Сейчас, когда по всей стране идут аресты налоговой мафии, украинский малый и средний бизнес не спешит создавать движение за достойное предпринимательство. Вместо шока от масштабов разложения Украины, ответственность за которое несут все граждане, там и тут раздаются смешки или причитания о «преступности власти».
Если сами украинцы не захотят подключиться к борьбе с экономическими преступлениями, даже самый строгий приговор подельникам Клименко не избавит страну от мафиозных структур. Молчаливая готовность продолжать быть «кормовой базой» для криминала и чиновников, может оказаться коллективным решением украинского народа, если общество не воспользуется шансом на очищение, не пройдёт налоговую проверку. В этом случае появление нового Януковича-Клименко - это только вопрос времени.