То, что происходит в российском интернете, можно сравнить с программой столичных властей по благоустройству улиц Москвы. Только оплаченные мэрией рабочие трудятся в теплое время года, а прорабы блокировок работают практически безостановочно. А так - вечные ремонт, заграждения в одних и тех же местах, которые не могут отравить жизнь полностью, но неудобства, надо признать, доставляют. Еще вчера по этой улице можно было ехать совершенно свободно, а уже сегодня “впереди опять все перекопали”. Вот и выбирай маршруты объезда из таких же перекопанных улиц.
Впрочем, часто, если заглянуть за зелено-белые заграждения вдоль московских улиц, можно ничего там не обнаружить. Бывший накануне вполне сносным асфальт разбит, горы привезенного бордюрного камня и тротуарной плитки, мешки пескобетона, пустой мини-бульдозер - и ни души. И так не просто часами, а днями. Казалось бы, ничего подобного в интернете, который решили придушить и методично этим занимались, невозможно себе и представить, но оно случилось.
Российское ТВ борется с украинской цензурой
Сначала на Украине ввели блокировки российских ресурсов, включая популярнейшие на всем постсоветском пространстве "Яндекс", Mail.Ru и "Вконтакте". Эти фантастические дни я не забуду долго: МИД РФ, правительственные чиновники и депутаты наперебой говорили о вреде, антидемократичности и бессмысленности блокировок. По телевизору (!) с утра до вечера рассказывали про средства обхода. Роскомнадзор на эти дни будто бы сам собой рассосался в окружающей среде.
Эйфория продлилась недолго - украинцы научились обходить блокировки или жить без российских ресурсов, и война с относительной вольницей российского интернета должна была возобновиться со дня на день.
Помог непрофессионализм Роскомнадзора
Как это часто бывает, помог непрофессионализм. В данном случае - всего Роскомнадзора, который оставил ужасающую технологическую брешь в механизме блокировок российских ресурсов. Благодаря ей владелец заблокированного домена мог сам заблокировать кого угодно - никаких особых знаний и умений для этого не требовалось. Достаточно было в нужном месте указать те адреса, которым нужно создать проблемы, и они автоматически попадали в число блокируемых провайдерами. Идейные стали вписывать сайт Роскомнадзора или крупных ресурсов, циничные - своих конкурентов, скучающие - того, кто пришел в голову.
Перебои с доступом испытывали многие сайты, и чем меньше ресурс, тем хуже ему пришлось в этой внезапно разразившейся войне всех против всех. Роскомнадзор судорожно пытался спасти ситуацию, разослав провайдерам инструкции с не предусмотренным никаким законодательством запретом блокировок определенных ресурсов. Подумать только, власти, в обход закона запрещали блокировки! Апофеозом стал сбой в банковской системе - прежде всего, у крупнейшего в стране Сбербанка, которую тоже связали с этой, так и незакрытой технологической дырой.
"Пакет Яровой" останется на бумаге?
Так это или нет - доподлинно неизвестно, но из стандартно неуклюжих объяснений властей, чувствуется, что переполошились там не на шутку. В том числе испугались и возможного сбоя одного из “национальных проектов” - “Прямой линии” с Владимиром Путиным, которую в 2017 году невозможно представить без интернет-составляющей. Тем более что Владимир Путин в последнее время любит говорить о цифровой экономике и прочих прогрессивных вещах.
Бульдозер цензурирования сети, создававший трудности пользователям и владельцам ресурсов, проехал по его авторам и обслуживающему персоналу. И ездить будет еще неоднократно, и ущерб, возможно, будет сильнее. Никто же не продумывал механизм блокировок, прежде, чем вводить его в эксплуатацию.
Без полного контроля над интернет-провайдерами, как, например в Иране или Туркменистане, не справиться. Эту задачу призван решить так называемый “пакет Яровой”, который частные, особенно региональные и мелкие провайдеры не потянут экономически. Есть, правда, опасение, что он так и останется на бумаге, поскольку угрожает похорнить всю отрасль целиком.
Блокировка обхода блокировок
Поэтому к пользователям заходят с другого фланга: три депутата из разных фракций, за спинами которых маячит Роскомнадзор, внесли законопроект о запрете средств обхода блокировок. Да-да, тех самых, которые буквально пару недель назад рекламировались по телевизору!
За годы усиления цензуры в интернете, пользователи научились обходить глушилки настолько массово, что понадобился специальный закон. Один из его авторов - коммунист Александр Ющенко - уже однажды пропихнул закон о новостных агрегаторах, благодаря чему выдача "Яндекс.Новостей" изменилась до неузнаваемости и с каждым днем все меньше отражает информационную реальность.
На этом фоне возобновившееся рассмотрение законопроекта об обязательной идентификации пользователей мессенджеров выглядят сущей мелочью. Очевидно, что подобные точечные меры не работают.
Передохнув и изрядно повеселив рассказами про бессмысленность блокировок, российские власти выходят на новый виток борьбы с интернетом, значимость которого в российской политике растет буквально с каждым днем. 26 марта офис ФБК был разгромлен только потому, что оттуда шла интернет-трансляция протестов, а счет просмотрам шел на сотю-другую тысяч в моменте. 12 июня на трансляцию пытались воздействовать через провайдеров, а когда сорвать ее не удалось, просто перекусили интернет-кабель. Рано или поздно такой же выбор может возникнуть в масштабах всей страны.