В последнее время очень симптоматично выглядит нарастающее сравнение Сталина и Путина, и всем хочется узнать наперед — будут или нет подобные репрессии и массовые чистки в органах государственной власти? Чтобы ответить на этот животрепещущий вопрос нужно зрить в корень и оттуда черпать нужную информацию.
В принципе, сталинизм и путинизм — это две кардинально противоположных формы авторитарной власти.
Если Сталин пришел в Кремль из криминала, а затем уничтожил всех до одного подобных себе «особей», успевших получить государственные должности и военные звания, окружив себя интеллигенцией и кадровыми военными, то Путин, выходец из спецслужб, дал волю криминалу и позволил разного рода преступникам фактически лоббировать работу силовых и финансовых структур власти. Если в первом случае авторитарный деспот мог, не опасаясь, убивать, издеваться и всячески оскорблять хорошо воспитанных и тщательно подобранных чиновников, госслужащих и должностных лиц, то Путин обязан учитывать интересы каждого криминального авторитета и довольствоваться видимостью наказания тех персон, которых ему позволено брать на заклание.
И в первом и во втором случаях власть начинает непременно деградировать и отходить от реальности, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями, как для самого тирана, так и для всего государства. Интеллигенции и простым воспитанным гражданам, в принципе, чужды склонности к насилию и бунтарству, что и позволило Сталину оставаться у власти до последнего дыхания. Путин с построенной криминальной вертикалью власти фактически не имеет такого запаса прочности. Как только США перекроет путинской элите доступ на западные рынки, публично выразит недоверие и засомневается в легитимности Путина, не только стремительно закончится правление чекистов, но и его жизнь станет небезопасной.
Все результаты Левада-Центра, ВЦОСМ и прочих центров изучения общественного мнения, в которых набирает популярность Сталин, говорит не о поддержки террора и репрессий в РФ, а о полном крахе чекистской модели управления, где население, отдавая свой голос за Сталина, все больше склоняется к кардинальной смене власти и политического курса государства.
Наталья Гулевская