Одесские и киевские полковники, а также бойцы зловещей «черной роты» «Беркута» не будут выданы Россией в руки правосудия. Украинская прокуратура утверждает, что получила от российских коллег отказ в экстрадиции экс-силовиков, так как они уже получили российское гражданство. Среди наших новых сограждан — фигуранты уголовных дел по расстрелу на Майдане и трагедии в Одессе.
Полковник, решавший вопросы «по-одесски»
Россия отказалась выдавать Украине бывшего заместителя начальника одесской милиции полковника Дмитрия Фучеджи, разыскиваемого украинскими властями по подозрению в организации массовых беспорядков в Одессе 2 мая 2014 года, а также в служебной халатности.
По словам главы департамента спецрасследований Генпрокуратуры Украины Сергея Горбатюка, российская генпрокуратура официально ответила на запрос украинских коллег. В Москве заявили, что полковник Фучеджи является гражданином России и поэтому выдаче Украине не подлежит. Когда именно Фучеджи получил российское гражданство — неизвестно. Известно лишь, что полковник, отстраненный от своих служебных обязанностей после трагедии 2 мая 2014 года, улетел в Болгарию. Сообщалось, что в дальнейшем Фучеджи какое-то время находился в Приднестровье —якобы, именно в ПМР у бывшего главы одесской милиции брали интервью сотрудники НТВ.
Версия самого Фучеджи о событиях 2 мая в целом повторяет пропагандистский канон российского телевидения: «Беспорядки, приведшие к многочисленным жертвам, организовали власти в Киеве». Неизвестно, насколько обоснованы заявления украинских правоохранительных органов о том, что Фучеджи лично «организовал» беспорядки. По мнению одесского журналиста Сергея Диброва, участвовавшего в независимом расследовании майской трагедии, полковник Фучеджи в 2014 году хотел прекратить противостояние пророссийских и проукраинских активистов в городе привычными для него способами.
«Фучеджи проработал в различных подразделениях внутренних дел Одесской области более тридцати семи лет, в том числе последние пятнадцать лет — в Одессе. В силу выполняемых задач он был хорошо знаком с ситуацией в городе, поддерживал контакты с лидерами различных организаций и групп и выполнял функции посредника при решении деликатных вопросов», — говорит Дибров в беседе с Открытой Россией.
По словам Диброва, у Фучеджи был опыт ликвидации палаточных городков самой разной идеологической направленности. Так, в апреле 2005 года был ликвидирован лагерь сторонников Виктора Януковича на Приморском бульваре. В августе 2006 года был снесен палаточный городок коммунистов, которые протестовали из-за демонтажа памятника Ленину на Куликовом поле.
«Во время этих силовых акций имущество протестующих уничтожалось руками „неизвестных оппонентов“, милиция лишь „следила за порядком“, пресекая попытки сопротивления и чрезмерное применение силы всеми сторонами. По такому же сценарию был ликвидирован лагерь „Евромайдана“ возле памятника Дюку в ноябре 2013 года. Во всех этих случаях „неизвестные“ не были установлены, а надлежащая правовая оценка действиям работников милиции не была дана», — говорит Дибров.
Путем политического «договорняка» хотели убрать с Куликова поля в Одессе и лагерь антимайдановцев.
«Проукраинские политики выделили деньги — $100 тысяч, — которые были переданы начальнику областной милиции со словами: „Решай, как ты умеешь, по-одесски“. То есть предполагалось дать денег „на лапу“ лидерам протеста, чтобы они этот протест перенесли спокойненько куда-то из центра города», — вспоминал майские события Дибров в интервью Открытой России во вторую годовщину трагических событий.
По мнению журналиста, в канун 2 мая была достигнута чисто одесская договоренность: «Поздним вечером, в ночь со 2 на 3 мая, после футбольного матча группа „неопознанных футбольных фанатов“ „случайно“ зайдет в палаточный городок и снесет эти палатки. Стороны взяли на себя определенные обязательства. Лидеры Антимайдана пообещали, что в палатках будет буквально несколько человек, все ценное из палаток будет заранее забрано, а „фанаты“ будут не сильно фанатствовать. Милиция пообещала, что окружит территорию и будет следить, чтобы никого не убили и сильно не побили».
Но утром 2 мая хитроумные замыслы милицейского руководства были сорваны. Вооруженная толпа пророссийских активистов, скандировавшая "Майданутых на кол!", вступила в бой с участниками проукраинского марша, среди которых были футбольные фанаты. Уличные бои охватили центр города. Деморализованная одесская милиция (значительная часть которой не принимала новые украинские власти и сочувствовала антимайдановцам) не смогла предотвратить столкновений. Напротив, в ряде случаев милиционеры настолько явно сочувствовали пророссийским активистам, что позволяли им буквально из-за своих спин стрелять по оппонентам из автомата. Закончилось все пылающим Домом профсоюзов.
Степень вины Дмитрия Фучеджи в произошедшей бойне могли бы установить только следствие и суд, но полковник, надежно защищенный российским паспортом, похоже, не собирается возвращаться в Одессу.
Беркутовцы и «русский Майдан»
О том, что бывшие сотрудники МВД Украины (в особенности бойцы спецпозразделения «Беркут») после победы Евромайдана массово эмигрировали в Россию и получали самый теплый прием у руководства российского МВД, сообщалось неоднократно. Первая показная раздача бордовых паспортов «беркутовцам» произошла еще весной 2014 года в Крыму. Тогда подразделения крымского и севастопольского «Беркута» не подчинились приказу нового министра внутренних дел Арсена Авакова о роспуске спецподразделения, а после аннексии полуострова они стали частью ОМОНа. Пробирались на полуостров для того, чтобы присоединиться к крымским коллегам, и другие «беркутовцы» — в первую очередь из Киева и Восточной Украины.
Крым для экс-милиционеров стал не единственным пристанищем — они потянулись и в собственно российские регионы. В июне 2017 года во время разгона протестной акции в Москве действия ОМОНа координировал Сергей Кусюк — командир киевского «Беркута». В Украине Кусюк дослужился до полковника. Полковничьи звезды он сохранил и в Москве. По словам украинских активистов и журналистов, Кусюк принимал самое активное участие в попытках подавления Евромайдана. В частности, Кусюк командовал спецназовцами во время разгона «студенческого майдана» в конце ноября 2013 года — именно эти события и спровоцировали начало революции.
Известен и еще один высокопоставленный начальник украинского МВД времен Януковича, бежавший в Россию после революции и нашедший себе место в российской полиции. Правда, в Украине он служил не в «Беркуте», а командовал милицией общественной безопасности Киева. Это полковник Петр Федчук. Так же, как и Кусюка, его заметили в Москве во время разгона полицией одной из протестных акций. И так же, как и Кусюк, полковник Федчук сохранил в России свое офицерское звание.
Российские власти относятся к «беркутовцам», разгонявшим народные акции протеста, с подчеркнутым почтением. Скорее всего, команда давать этим людям российское гражданство в упрощенном порядке и оптом принимать на службу исходит даже не из МВД, а напрямую из Кремля. Президент РФ способен быть сентиментальным в вопросах, касающихся верности экзекуторов.
Но одно дело — политическая воля и политический приказ, а другое дело —реализация на практике. По данным издания «Russiangate», специализирующегося на антикоррупционных расследованиях, помощь в бегстве «беркутовцам» оказывает Фонд поддержки ветеранов оперативных служб силовых ведомств «Центр-Т». А помощь в получении гражданства украинцами — направление работы депутата Госдумы, директора «Института стран СНГ» Константина Затулина.
«Черная рота» и ее однорукий командир
Помимо одесского полковника Фучеджи, Россия официально отказалась выдавать Украине бойцов «Беркута», обвиняемых в расстреле активистов Евромайдана на Институтской улице в Киеве в феврале 2014 года.
Генпрокуратура Украины сообщает, что российская Генпрокуратура подтвердила наличие гражданства РФ у 15 бойцов так называемой «черной роты» киевского «Беркута». Еще трое бойцов этого же подразделения получили в РФ убежище. По данным следствия, именно бойцы «черной роты» вели огонь на поражение по евромайдановцам 20 февраля 2014 года — в самый кровавый день революции.
«Вниманию российских журналистов и не только. 18 украинских милиционеров, подозреваемых в убийствах на Институтской 20.02.2014, в вашей стране получили гражданство или убежище. Ну то есть их не выдадут для украинского следствия и суда. И у вас тоже судить не будут. Эти минимум 18 беркутов — они живут среди вас. Могут работать в полиции. Могут „обеспечивать охрану общественного порядка“, как и командир их полка Кусюк... Могут иметь оружие и стрелять... Много чего могут», — пишет в своем фейсбуке украинский адвокат Евгения Закревская, представляющая интересы потерпевших в суде по делу о преступлениях силовиков во время Евромайдана.
Адвокат также пишет, что визуально познакомиться с нашими новыми согражданами можно на сайте МВД Украины, в разделе, посвященном лицам, находящимся в розыске.
«Черной ротой» украинские журналисты прозвали тех бойцов, которых видно на многочисленных видеозаписях 20 февраля 2014 год — в черной форме с желтыми повязками.
Как установлено следствием, эти бойцы — специальная рота полка милиции специального назначения «Беркут», подчинявшегося УМВД Киева. «Беркут» вообще не имел общегосударственной структуры и подчинялся региональным управлениям МВД. Отличительной особенностью киевского «Беркута» было то, что он имел в своем составе эту «черную роту» — «спецназ внутри спецназа»
В интервью Открытой России Евгения Закревская поясняет, что «черная рота» была на особом счету, «считалась наиболее подготовленной и оснащенной в „Беркуте“, спецназовской элитой». Только у бойцов этой роты, единственных среди беркутовцев, была наряду с камуфляжем еще и черная форма.
Командиром «черной роты» был Дмитрий Садовник, он подчинялся командиру киевского «Беркута» полковнику Кусюку, разгоняющему сейчас акции оппозиции в Москве (о Кусюке говорилось выше).
Садовник — удивительная фигура. Он командовал своей спецротой, будучи, фактически, инвалидом — у него нет кисти правой руки. Из-за увечья Садовника отличала специфическая манера стрельбы из автомата — он держал автомат левой рукой и пальцем левой же руки нажимал спусковой крючок. Предплечьем правой руки он поддерживал автомат. Именно благодаря этим особенностям ведения огня Садовник был опознан на одной из видеозаписей, сделанных в феврале 2014 года на Майдане.
После падения режима Януковича командир спецроты был взят под стражу как один из ключевых обвиняемых в смертях на Майдане. Но затем суд изменил ему меру пресечения на домашний арест (отметим, что Садовнику грозило пожизненное заключение). А уже через несколько недель, в начале октября 2014 года, экс-офицер бежал из-под домашнего ареста и покинул Украину. По данным украинской прокуратуры (ссылающейся на документы, полученные из прокуратуры РФ), Садовник получил российское гражданство уже 4 декабря 2014 года — через два месяца после побега из-под ареста.
Адвокат Евгения Закревская отмечает, что пять бойцов «черной роты» все же находятся сейчас под стражей. Расследование закончено, и уже второй год идет суд над ними.
«В этом процессе исследуются все данные, касающиеся спецроты и по сбежавшим тоже, так как преступления инкриминируются как совершенные в соучастии. То есть обвинение считает, что подразделение действовало слаженно, выполняло общую задачу. Этому процессу ничего не должно помешать. Хоть он очень большой и сложный. Я надеюсь, в 2018 году будет приговор. Что касается сбежавших беркутовцев, то законодательство допускает заочный суд над ними. Отношение к заочному осуждению пока неоднозначное, требуется усовершенствование законодательства. Но то, что они уклоняются от следствия и суда (их нельзя допросить) не является препятствием для такого суда», — говорит Закревская.
Адвокат Закревская рассказывает также, что на днях в суде допрашивали потерпевшего Ивана Рапового, которого ранили 20 февраля 2014 года: «Он 40 минут пролежал с ранением в область сердца „на пятачке смерти“ (место наибольшей концентрации смертей на Институтской лице), пока вокруг продолжали убивать. Он ранен пулей, выпущенной из автомата Назара Зарицкого — теперь гражданина России. Пулей же Зарицкого был ранен ранее допрошенный потерпевший Венчак с этого же „пятачка смерти“».
Вполне возможно, что и боец «черной роты» Назар Зарицкий, и его командир Дмитрий Садовник, подобно десяткам других экс-сотрудников МВД Украины, уже имеют не только российские паспорта, но и носят форму российской полиции или Росгвардии. Нельзя также исключать, что мы увидимся с этими людьми на наших улицах во время наших акций протеста.
Источник: Открытая Россия