Власти России усиленно делают вид, что скандал с турбинами Siemens не повлиял на «инвестиционную привлекательность» Крыма. Правительство пытается убедить класс крупных собственников в том, что полуостров окажется выгодной добычей.
Заместитель министра экономического развития России Сергей Назаров в интервью изданию «Коммерсантъ» рассказал о перспективах экономического «развития» аннексированного Крыма. Чиновник всячески излучал оптимизм. Он заявил, что турбины Siemens завезли на полуостров «законно», инвесторы вкладывают средства в крымскую экономику, несмотря на западные санкции.
Назаров уверен, что скандал с турбинами Siemens «никак не повлиял» на инвестиционный климат на полуострове. Представители «ряда компаний из европейских стран» якобы посещают полуостров, интересуются ведением бизнеса в Крыму и даже «заходят в некоторые проекты», заверил чиновник. Он повторил известную кремлевскую отговорку о том, что турбины предварительно «переделали с применением российских технологий» ради увеличения мощности. «Мы считаем, что в Крыму турбины оказались на вполне законных основаниях. У нас есть закон «О свободной экономической зоне»: там зарегистрировано около 1300 участников. За 2016 год они инвестировали на 19 миллиардов рублей, создали 13 тысяч дополнительных рабочих мест. Для меня эти цифры – показатель снятия ограничения, существовавшего на полуострове», – заявил Назаров.
У журналистов возник вопрос: если российские предприятия могут «доработать» западное оборудование, то почему правительство не направило в Крым турбины отечественного производства? Назаров ответил обтекаемо: «Теоретически можно было изначально спроектировать и такое решение, но из-за необходимости оперативно добиться энергоснабжения полуострова этот вариант был наиболее эффективным. Это уже потом вопросы возникли, поэтому и ситуация такая неоднозначная». На самом деле, ситуация более чем однозначная. Импортное оборудование оказалось на аннексированной территории в нарушение режима санкций.
Заместитель министра заверил, что первую турбину Siemens запустят в начале следующего года. «Работы ведутся интенсивно, стадия готовности высокая: ведется подвод газа, синхронизация всех систем. К тому же в Крыму есть и другие источники электроэнергии: Сакская и Симферопольская станции, Камыш-Бурунская. По двум станциям ведется модернизация, причем при помощи частных инвесторов. Это хороший плюс к собственной электрогенерации в Крыму», – сказал Назаров. Далее станет понятно, с какой целью российский чиновников упомянул действующие ТЭС.
О каких финансовых вливаниях может идти речь, если крымские предприятия страдают от нехватки воды, сырья и электричества?Господин Назаров солгал журналистам. Никакого инвестиционного бума в Крыму не наблюдается. Предприниматели из Европы и даже российский бизнес не спешат вкладывать деньги на территорию, против которой наложены санкции США и ЕС. О каких финансовых вливаниях может идти речь, если крымские предприятия страдают от нехватки воды, сырья и электричества? Москва не может обеспечить инвесторам элементарные технические условия. Эффект от «свободной экономической зоны» сугубо виртуальный. «Власти» республики заявили, что могут расторгнуть соглашения с участниками «СЭЗ», поскольку компании не вкладывают деньги в проекты. Можно предположить, что администрация президента «добровольно-принудительно» обязала ряд предприятий подать заявки на участие в крымской «зоне». Компании подчинились, но теперь всячески саботируют выделение денег и начало работ.
Московские и крымские чиновники третий год рассказывают о мифических «европейских инвесторах». Например, «вице-премьер» Георгий Мурадов сообщал, что греческий бизнес планировал вложиться в крымское сельское хозяйство, а немецкая компания якобы планировала построить мусороперерабатывающий завод. Дальше разговоров дело не пошло. «Глава» республики Сергей Аксенов неустанно рапортует о потоке «иностранных инвестиций». Детальный анализ показывает, что за этим выражением скрываются крымские предприятия. Некоторые из них являются ширмой для российского бизнеса.
В Крым периодически наведываются делегации европейских сторонников Кремля. Такие поездки носят пропагандистский характер. Причем с каждым разом получается все смешнее. Из-за «токсичности» самой России и риска заработать неприятности на родине иностранные визиты проводят в условиях повышенной конспирации. Свежий пример – сообщение государственного информагентства о приезде очередной «немецкой делегации». В новости не указали имена гостей. В тексте фигурирует только крымский «профессиональный немец» Юрий Гемпель.
«Рост» крымской экономики и привлечение «зарубежных инвестиций» – мыльный пузырь, надутый пропагандойТурбины поставили Крым незаконно, но другого выхода у российских властей не было. Похоже, Москва готовится к очередной информационной спецоперации. Опыт запуска «энергомоста» подсказывает примерное развитие событий. В начале следующего года «власти» сообщат о запуске первой турбины, заявив, что полуостров сделал очередной шаг к «энергетической независимости». О том, что «независимость» от Украины полуостров как бы получил еще в прошлом году, чиновники скромно умолчат. В сети появится излишек энергии, который на самом деле будет получен посредством увеличения генерации на действующих ТЭС. Поэтому Назаров упомянул работающие станции.
«Рост» крымской экономики, привлечение «зарубежных инвестиций» и решение энергетических проблем – мыльный пузырь, надутый пропагандой и техническими манипуляциями. Делается это не ради воздействия на крымчан или представителей пресловутого «путинского большинства». Российское правительство пытается убедить класс крупных собственников в том, что Крым – выгодная добыча, которая со временем принесет дивиденды. От этого зависит неформальная легитимность кремлевского режима. Она гораздо важнее мнения электората. В противном случае придется признать, что захват украинского полуострова был стратегической ошибкой, за которую заплатят все россияне – от олигархов до обывателей. В нынешней ситуации Кремль не может себе позволить такую «роскошь».
Сергей Стельмах