Просто как будто что-то щелкнуло, сказал король. А что говорит наука? Исследовательница Эмма Франс показывает, как наш мозг делает нас иррациональными, и ищет ответ на вопрос, хуже ли у тех, кто быстро влюбляется, отношения в долгосрочной перспективе.
Тот не любил, кто сразу не влюбился» — Уильям Шекспир был, бесспорно, уверен в том, что любовь с первого взгляда существует. Король Карл XVI Густав, похоже, придерживается того же мнения. «Просто как будто что-то щелкнуло», — рассказал он перед телекамерами о своей первой встрече с Сильвией Зоммерлат. Однако многие относятся к любви с первого взгляда со скепсисом.Можем ли мы действительно в мгновение ока влюбиться, или подобные утверждения — лишь иллюзия, которая формируется уже постфактум? И правда ли, что именно романтическую любовь мы чувствуем, когда «будто что-то щелкает», или речь тут скорее идет о физическом влечении?
Ученые часто разделяют любовь и влечение на три фазы — желание, влюбленность и привязанность. Желание считается фазой, которая наступает быстрее всего — иногда даже мгновенно. Но эта фаза на самом деле не подразумевает сильных чувств к другому человеку, она скорее касается физического влечения. И мало кто удивляется тому, что мы можем очень быстро определить, нравится нам кто-то физически или нет. Мы очень быстро решаем, что кто-то слишком низкого роста, слишком татуирован или слишком нарядно одет. И так же быстро наш интерес может вызвать пара красивых глаз или сексуальные предплечья. Но можем ли мы так же быстро влюбиться?Более глубокая любовь предполагает, что мы не просто считаем, что другой человек физически привлекателен, но влюбляемся и в другие его качества. И мы, конечно, не можем в одно мгновение понять, каковы внутренние качества человека, а это свидетельствует против любви с первого взгляда.
Но наши несчастные мозги не всегда понимают, что мы на самом деле не можем узнать внутренние качества другого человека, едва взглянув на него. Сгоряча мозг может попытаться оценить книгу по обложке.Гало-эффект подразумевает, что у нас есть склонность верить, что человек, обладающий определенными качествами, которые нам нравятся, обладает и другими позитивными свойствами. Когда мы видим привлекательных для нас людей, мы часто склонны приписывать им и другие положительные качества: мы мгновенно начинаем считать, что они приятнее, веселее и умнее, чем другие. Наша предвзятость заставляет нас также полагать, что мы можем узнать кое-что о другом человеке, лишь посмотрев на него.
Негативная предвзятость может заставить нас плохо относиться к человеку, которого мы не знаем, а позитивная внушит симпатию — несмотря на то, что мы не располагаем никакой информацией.
Так что хотя чисто рационально мы не должны быть способны влюбляться в кого-то всерьез на основании лишь одного взгляда, в действительности, похоже, мы способны на это. Во всяком случае мы можем влюбиться в тот образ, который сами создаем, глядя на человека перед нами. Хотя любовь с первого взгляда и основывается на ненадежной информации, это не значит, что ее не существует. А что касается любви вообще, то тут мы ведем себя иррационально не только в этом отношении.
Любовь вообще не вполне рациональна — мы склонны идеализировать партнера, в которого влюблены, так что не видим его недостатков. И хотя очевидно, что ревность может возникать на почве обоснованных подозрений, но довольно часто она может быть связана и с ошибочным представлением о том, что делает наш партнер, когда мы не видим.
Но если любовь с первого взгляда основана на выдуманном образе человека, значит ли это, что отношения тех, кто быстро влюбляется, в итоге оказываются хуже?
Исследование, изучавшее долгосрочные отношения, часть из которых началась с первого взгляда, а другая — развивалась постепенно, показало, что те партнеры, которые влюбились мгновенно, часто более непохожи друг на друга, чем более медленные пары. Тем не менее в длительной перспективе их отношения не оказались хуже.Резюмируя, можно сказать, что, похоже, Шекспир и король Карл XVI Густав правы: мы можем влюбиться с первого взгляда. И многое указывает на то, что этот феномен затрагивает нечто большее, чем просто желание или физическое влечение. Любовь с первого взгляда — сильное и настоящее чувство, даже если оно и не основано на рациональной и правильной оценке человека. Вместо этого мы влюбляемся в того человека, которым является предмет нашей любви в нашем представлении.
Но то, что мы выбираем партнера таким нелогичным образом, вовсе не обязательно плохо. Отношения вполне могут сохраняться и развиваться дальше, когда мы узнаем друг друга по-настоящему.