Оценивая сегодняшним днем итоги неудавшегося путча (ГКЧП) 1991 года, можно смело подвести черту, что все надежды и ожидания демократически настроенных граждан стали напрасны по двум причинам:
- официальное оформление правопреемства преступного тоталитарного государственного образования;
- неравный международно-правовой статус для разных народов СССР, населяющих ⅙ часть суши.
Именно это отбросило Россию назад к имперской великодержавной политике и породило массу вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве.
Многими участниками политического процесса актуализируется проблема конституционной реформы, называя ее единственным лекарством для России. Это всего-навсего банальный популизм, красиво звучащий в обществе, насквозь пропитанном правовым нигилизмом. Чтобы говорить о конституционной реформе, необходимо иметь хотя бы зачатки конституционализма.
В нашем случае после необратимых результатов путинского правления конституционная реформа не только не нужна народам России, но и контрпродуктивна.
Нужно, во-первых, как можно быстрее объявить полную юридическую кончину СССР и признать утратившую силу любую форму его правопреемства.
Во-вторых, на территории России необходимо переучередить новое государство или ряд независимых государств, сформированных в строгом соблюдении международного права и современных достижений человеческой цивилизации. Это в разы снимет напряженность во всем мире и утихомирит пыл во многих радикальных проявлениях.
Наталья Гулевская