Во вторник 5 сентября, в день 45-ой годовщины Мюнхенской трагедии, в Олимпийской деревне Мюнхена был открыт памятник 11 израильским спортсменам, которые были убиты в разгар Олимпийских игр 5 сентября 1972 г. арабскими террористами из организации «Черный сентябрь» (часть ПЛО), напавшими на израильскую делегацию и захватившими спортсменов в заложники.
Не прошло и полвека, как правительство Германии согласилось на создание памятника израильским спортсменам, погибшим, в немалой степени, по вине немецких властей. Но и это запоздалое согласие пришлось выбивать израильским дипломатам на протяжении последних шести лет.
В связи с этим нельзя не сказать, что это давление следовало начать не шесть, а 45 лет назад.
В 2007 г., я писала о том, что 35-я годовщина расстрела израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене прошла практически незамеченной. Почему? Не потому ли, что это могло бы бросить тень на главного партнера нынешнего премьер-министра Израиля по «мирным переговорам» – Абу Мазена.
Считается, что все участники и планировщики бойни, которую организовал в 1972 г. «Черный сентябрь» на мюнхенской Олимпиаде, все причастные к убийству израильских спортсменов, были по указанию премьер-министра Голды Меир выслежены и уничтожены. В Израиле был даже создан документальный фильм, который время от времени прокручивают на телевизионных каналах, где процесс отлова и уничтожения бандитов показан крупным планом. Но в фильме не упомянуты те преступники, которым удалось спрятаться от «длинной руки Моссада» и дожить до тех дней, когда они не только перестали числиться среди подлежащих уничтожению убийц, но и превратились в наших «партнеров по миру».
Среди них - Абу Мазен, имевший к этой «операции» самое непосредственное отношение.
3 июля 2010 г. арабские СМИ сообщили о смерти в Дамаске члена Палестинского Национального Совета Абу Дауда (он же Мухаммед Дауд Махмуд Куде). Нет, он не погиб от руки Моссада – просто истек его земной срок. Бесстрастная «Википедия» сообщает, что был он «палестинским воином», который приобрел известность как планировщик, архитектор и главный организатор «мюнхенской бойни» (так в Википедии). В 1972 г. Абу Дауд возглавлял «Черный сентябрь» и в этом качестве планировал и организовывал мюнхенскую «операцию». После Мюнхена он бежал в Восточную Европу, где его охраняли спецслужбы стран соцлагеря. Позднее он вернулся на Ближний Восток и занимал ряд командных должностей в вооруженных подразделениях ФАТХа в Ливане и Иордании. Наше руководство хорошо знало, где его искать - но ведь нельзя же покушаться на жизнь одного из «партнеров». Незадолго до смерти в 2010 г. этот «партнер» заявил, что «у него уже нет сил бороться с Израилем, но его дело продолжат дети и внуки».
В своей автобиографии, опубликованной во Франции под названием «Палестина. От Иерусалима до Мюнхена» и получившей в 1999 г. приз ПА по литературе, Абу Дауд признал, что Махмуд Аббас(Абу Мазен), в те годы – правая рука Арафата и один из лидеров ФАТХа, имел непосредственное отношение к финансированию террористической операции против израильских спортсменов в Мюнхене. И хотя руководство ООП официально утверждало, что «Черный сентябрь» не имеет к ним никакого отношения, эксперты по международному терроризму уже давно установили, что «Черный сентябрь», созданный после изгнания королем Хусейном арафатовских банд с территории Иордании, изначально и всегда был тайным орудием ФАТХа – военного крыла ООП. Абу Дауд утверждает (и нет оснований ему в этом не верить), что Арафат был полностью в курсе дела относительно подготовки террористической операции в Олимпийской деревне и даже благословил его перед операцией словами «Да защитит вас Аллах». Абу Дауд - далеко не единственный, уцелело и еще несколько причастных к этому преступлению террористов, превратившихся в «политиков».
Как будто не зная этого, прибывший в Мюнхен на церемонию поминовения и открытия памятника израильским спортсменам Президент Ривлин сказал: «Сегодня есть еще такие, кто видят в убийстве (израильских) спортсменов героическое деяние. В прошлом году ФАТХ отметил годовщину убийства наших спортсменов как геройскую акцию».
«Центр, который мы открываем сегодня, должен стать посланием всему миру: терроризму нет и не может быть оправданий. Терроризм должен быть однозначно и единогласно осужден где бы то ни было. В Барселоне, в Лондоне, в Париже, в Берлине, в Иерусалиме, и везде, повсеместно».
Президент Израиля сказал также, что родственники погибших ждали открытия этого мемориала 45 лет, но Израиль ждет вместе с ними исправления еще одной несправедливости - минуты молчания, которая соблюдалась бы при открытии всех Олимпийских игр в память о погибших израильских спортсменах.
«Наши братья, которые были здесь убиты, были не только сынами Израиля, - сказал Ривлин. - Они были частью олимпийской семьи. Семьи, которая на протяжении многих лет отказывалась от своего долга перед ними».
Помимо президента Израиля и родственников погибших, на церемонии присутствовали Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, премьер-министр Баварии Хорст Сихофер, и Президент Международного Олимпийского комитета Томас Бах.
Как стало известно, процесс давления с целью создания памятника начался шесть лет назад с открытием нового израильского консульства в Мюнхене. Его инициировала израильская спортсменка Эстер Рот-Шахаморов - одна из выживших в 1972 г. израильских олимпийцев. Эстер, потерявшая в этом теракте своего многолетнего тренера Амицура Шапиро, была приглашена на открытие консульства. Ее потряс тот факт, что немецкие власти не сочли нужным за все минувшие годы создать памятник израильским спортсменам, погибшим на их земле. Она сказала об этом новому консулу государства Израиль Тибору Шалеву-Шлоссеру, который немедленно поддержал ее идею и начал работать в этом направлении. За минувшие шесть лет он стучался во все двери и обращался ко всем мыслимым и немыслимым деятелям, добиваясь одобрения немецких властей.
А что если бы консульство в Мюнхене не открылось или если бы консулом оказался более равнодушный человек? Разве не высшие власти еврейского государства должны были добиваться от немецких коллег на самом высоком уровне создания мемориала?
«Германия должна извиниться, - пишет Эльдад Бек в израильской газете «Israel today», - за все организационные, разведывательные и принципиальные человеческие провалы, приведшие к этой трагедии. С момента, когда немецкие разведслужбы узнали, что палестинцы планируют нападение на Олимпиаде - за несколько дней до того, как террористы вломились в резиденцию израильских спортсменов - и по сей день. За то, что отказались своевременно поделиться развединформацией о планируемой атаке, и за то, что не приняли мер по обеспечению безопасности израильской делегации, несмотря на то, что террористическая война против евреев уже вовсю бушевала в Европе. За отказ позволить израильтянам провести спасательную операцию и за непрофессионализм немецких силовиков, которые пытались спасти израильских заложников».
«Они должны извиниться за ту бесчеловечность, с какой Германия и Международный Олимпийский комитет продолжили игры, как будто ничего не случилось. За то, что правительство Германии сдалось перед палестинскими террористами и освободило троих уцелевших убийц. За долгие и сложные переговоры, которые потребовались для выплаты компенсаций родственникам погибших. За упорный отказ немецких властей предоставить семьям погибших информацию о том, что именно происходило в те страшные сентябрьские дни. За то, что Германия не сочла нужным создать памятник по собственной инициативе, не дожидаясь давления. И за то, что Германия сдалась под давлением администрации Олимпийской деревни и передвинула уже созданный памятник, убрав его с места нападения на израильтян. И за всю ту бесчувственность и бесчеловечность, которыми характеризовалось отношение немцев к мюнхенской бойне на протяжении всех 45 лет».
За все это, пишет Бек, президент Германии должен принести извинения от имени своей страны.
Убийство спортсменов в Мюнхене, произошедшее менее трех десятилетий после Холокоста и всего лишь семь лет спустя после официального установления дипломатических отношений между нашими странами, нанесло страшную травму всем израильтянам. И поведение Германии после этой трагедии лишь добавило соли на рану. Церемония открытия мемориала не должна превратиться в пустословие и взаимное похлопывание по плечу, и за это несут ответственность власти Израиля, которые и без того повинны в проявлении недопустимой мягкотелости в деле защиты памяти погибших и чести нашей страны.