Верить в сказку хочется не только детям, но и взрослым. Возможно поэтому в фольклоре и литературе есть достаточно много различных сущностей, с которыми, если верить легендам, можно встретиться на новый год. Причём, нужно быть готовым к тому, что далеко не все их этих сказочных персонажей доброжелательно относятся к людям.
1. Снегурочка
Дед Мороз отличается от Санта-Клауса, пожалуй, только тем, что у него есть помощница. Снегурочка путешествует вместе с Дедом Морозом, доставляя подарки детям. Есть несколько версий происхождения Снегурочки. По одной из их, она является дочерью Деда Мороза и Снежной Королевы, которая стала прообразом для Эльзы в Диснеевском "Холодном сердце". Согласно другой версии, бездетная пара вылепила Снегурочку из снега и с помощью волшебства оживила ее, сделав своей дочерью. Но девочка растаяла, перепрыгнув через костер.
Снегурочка стала популярной в 19 веке, когда Александр Островский написал одноименную пьесу, позже положенную на музыку известного композитора Чайковского. В этой сказке Снегурочка является бессмертной, которая хочет чувствовать себя обычным человеком благодаря любви. Сегодня Снегурочка считается внучкой Деда Мороза, а не его дочерью.
2. Ниссе
Ниссе - крошечный домовой из скандинавского фольклора с красной шляпой и длинной белой бородой, который выглядит как типичный садовый гном. Ниссе живут на хуторах и помогают фермерам в повседневных делах. Взамен ниссе просят доверия, уважения и каши, заправленной большим количеством сливочного масла, на каждый Сочельник. Если этим существам не предоставить ту малость, которую они просят, они впадут в гнев.
В одной сказке рассказывается о девушке, которая решила подшутить над ниссе, живущим на ее ферме, скрыв масло на дне миски с кашей. Когда ниссе не увидел масла в миске, он убил корову девушки. Но затем он доел кашу и обнаружил, что масло в ней все-таки было. В итоге, он украл соседскую корову и оставил ее взамен убитой. Ниссе были известны тем, что воровали у соседей в пользу своих хозяев. Скандинавы-фермеры и сегодня оставляют миски с кашей, заправленной маслом, в своих амбарах в канун Рождества.
3. Рождественская коза
Юлениссе - уникальный норвежский гном, который родился тысячелетия назад (еще в дохристианскую эпоху). Во времена языческой Норвегии 12 января отмечался праздник "йоль" – праздник середины зимы, света и плодородия. Юлениссе ездит на санях, которые запряжены вовсе не оленями, а одной козой — рождественской. Истоки легенды о рождественской козе могут лежать в истории о норвежском боге Торе, который летал по небу на колеснице, запряженной двумя козлами. Во время этого шведского праздника существует обычай, когда люди одеваются в костюмы рождественских козлов и коз и ходят из дома в дом. Люди также возводят чучело козы перед каждым Рождеством, после чего сжигают его.
4. Крампус
Крампус — своеобразный норвежский анти-Санта. В массовой культуры на Западе он стал известен благодаря одноименной комедии, вышедшей буквально на днях, в канун Рождества. Крампус - это Рождественский дьявол. По внешнему виду он похож на вампира, сатира или фавна, у него козлиные рога, заостренные зубы и черный, спутанный мех. В то время как Санта приносит подарки хорошим детям, Крампус наказывает плохих детей, избивая их палкой или даже утаскивая в подземный мир, где тех наказывает Хель, скандинавская богиня мертвых.
5. Йоласвейнары
В Исландии обязанности Санты возложены на Йоласвейнаров - 13 братьев, которые оставляют подарки детям в их обуви. Тем не менее, Йольские Парни не всегда были такими дружелюбными. Легенда гласит, что они родились троллями-убийцами и терроризировали людей в их домах, воруя продукты питания и вызывая жуткий шум. У каждого из Йольских Парней есть свои имена, которые также описывают их проказы (Жердина из овчарни, Канавный остолоп, Обрубок, Ложколиз, Горшколиз, Мисколиз, Дверехлопальщик, Скирный обжора, Колбасохват, Подглядывающий в окна, Дверевынюхиватель, Мясной крюк, Свечной попрошайка).
Согласно легенде, они приходят в людские поселения за 13 дней до Рождества и уходят один за другим. В 1746 году исландские власти публично издали указ, чтобы люди прекратили пугать своих детей этими монстрами, после чего Йоласвейнары стали добрыми символами Рождества и по сути вобрали в себя черты Санта-Клауса.
6. Грила
Ужасным зверем, который пережил "исландский запрет монстров 1746 года", стала Грила, мать Йоласвейнаров. Эта чудовищная великанша была замужем дважды прежде, чем встретила мужчину, от которого родила Йоласвейнаров. Первого мужа она съела, а со вторым они не ужилась из-за постоянных ссор. Грила была чудовищно уродливым троллем, у нее было три головы с тремя глазами на каждой, изогнутые когти и длинные уши, прикрепленные к кончику носа. Человеческие дети были ее любимым блюдом и Грила спускалась с гор каждое Рождество, чтобы забрать с собой непослушных детей.
7. Йольский кот
Грила была не единственной угрозой, о которой приходилось беспокоиться исландцам в течение Рождественских праздников. Ее питомец, Йольский кот был настолько же кровожадным, но гораздо более коварным. В исландском фольклоре Йольский кот — монстр величиной с быка, который скрывается в снежных горах. Спускается он в селения во время Рождества и бродит по ночам по улицам, нападая и съедая тех, кто не обзавелся новой шерстяной одеждой.
8. Пугало
Образ Ганса Траппа, еще одного антипода Санта-Клауса, основан на реальном немецком рыцаре 15-го века Гансе фон Троте. После восстания против аббатства, он был отлучен от церкви папой. Легенда о Гансе фон Троте начала распространяться по всей Европе, пока он не стал известен как Ганс Трапп, ставший фольклорной фигурой в немецкоязычных регионах Франции (Эльзасе и Лотарингии). Согласно легенде, Ганс Трапп был жадным и жестоким человеком, который заключил сделку с дьяволом, чтобы получить состояние. Церковь узнала о кощунственной сделке Ганса и отлучила его, конфисковав его земли и прибыль.
Будучи изгнанным из общества, Ганс нашел убежище в лесу, где он снова начал заниматься темными искусствами. Изоляция от людей свела его с ума и Ганс возжелал человеческой плоти. Он переоделся пугалом и спрятался возде дороги. Дождавшись мальчика, шедшего по дороге, Ганс убил его и оттащил труп в свой домик в лесу, где зажарил. Но когда Ганс собрался отведать мяса, в него ударила молния с небес, убив на месте. Каждый год под Рождество Ганс, наряженный пугалом, возвращается в этот мир и наказывает непослушных детей.
9. Кнехт Рупрехт
В немецком фольклоре у Святого Николая есть спутник по имени Кнехт Рупрехт (Рыцарь Руперт, Слуга Руперт). Рупрехт, одетый в коричневую робу монаха, носит с собой мешок с пеплом и длинный посох. На день Святого Николая он ходит от дома к дому, спрашивая детей, умеют ли они молиться. Емли ответ положительный, то дети получают сладости от Святого Николая, а если нет — то Рупрехт дает им куски угля и камни, а иногда вручает родителям палку, чтобы те били своих нерадивых детей.
10. Младенец Иисус
В 16-м веке протестантский реформатор Мартин Лютер утверждал, что не нужно почитать Святого Николая, поскольку это "отвлекает людей от празднования рождения Христа". У себя дома Мартин Лютер перенес традиционную дату дарения подарков с 6 декабря (день святого Николая) на рождественский сочельник, рассказывая своим детям, что это Иисус Христос приносит им рождественские подарки, а не Санта-Клаус. Эта традиция распространилась среди его последователей. Дарителя рождественских подарков вскоре начали называть "Младенцем Иисусом". Впоследствии у Младенца Иисуса появились рождественские помощники, такие как Ханс Трапп и слуга Рупрехт.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/261215/27756/