За выяснением, кто кого провоцировал взяткой в деле замглавы Госмиграционной службы Дины Пимаховой, несколько потерялась куда более важная новость — в 20-х числах ноября детективы НАБУ допросили Игоря Коломойского в посольстве Украины в Швейцарии (Берн).
Эту информацию «Украинская правда» обнародовала со ссылкой на источники, знакомые с ходом расследования. Кто эти источники УП, близкие к НАБУ, догадаться не сложно – экс-сотрудники УП, а ныне депутаты Лещенко и Найем давно входят в «группу поддержки» директора Антикоррупционного бюро Артема Сытника.
«Пламенный привет» из Берна не простой информационный укол со стороны обиженного олигарха, переданный близкому окружению Петра Порошенко через НАБУ. Ведь, во-первых, речь идет о хищениях бывших акционеров «Приватбанка» — крупнейшем коррупционном скандале «ценой» в 160 млрд грн. Во-вторых, под следствием находятся и вышеназванные оппоненты этих самых акционеров — Национальное антикоррупционное бюро подозревает должностных лиц НБУ в незаконном выделении в течение 2014-2015 годов рефинансирования семи банкам, что привело к растрате 12 млрд грн. Речь идет о банках «КБ Пивденкомбанк», «Банк «Киевская Русь», «Городской Коммерческий Банк», «Автокразбанк» («АКБ Банк»), «Терра Банк», «Дельта Банк» и «Банк Таврика».
По факту НАБУ получило мощный рычаг влияния на давнее противостояние Коломойского и Порошенко. А противостояние это далеко не исчерпано. Коломойский ничего не забыл – ни возвращенную под контроль госменеджмента Укрнафту, ни национализированный Приватбанк, ни возросшие тарифы для своих ферросплавных заводов по формуле Роттердам+.
На все свои финансовые потери, исчисляемые многими миллиардами, он отвечает президенту настолько жестко, насколько позволяют возможности его политических сателлитов.
Почти год назад Украину потрясла угольная блокада, организованная близкими Коломойскому депутатами Семеном Семенченко и Владимиром Парасюком.
Мало кто тогда обратил внимание на то, что первая анонсирующая пресс-конференция блокадников состоялась 18 декабря. Именно в день, когда было принято окончательное решение власти о национализации Приватбанка. Тогда инструмент шантажа не сработал, акционеров Привата не освободили от обязательств по реструктуризации кредитного портфеля. Однако тот удар по Порошенко оказался крайне болезненным. Как репутационно, так и финансово – лишившись донбасского антрацита, Украина впала во временную угольную зависимость от РФ, потеряла часть экономики и получила слабеющую под напором импорта гривну.
Сейчас Семенченко занят другой блокадой – терминала нефтепродуктов в Новоград-Волынском. Что уже привело к росту цен на дизельное топливо в сетях АЗС, подконтрольных группе «Приват».
Борьбу с формулой тарифооразования на электроэнергию для промышленных предприятий Роттердам+, на которой Коломойский теряет свыше 1 млрд в год, возглавили однопартийцы Семенченко по «Самопомочи»: член комитета ВР по ТЭК Виктория Войцицкая и экс-чен НКРЭКУ Андрей Герус. Еще бы – оба пришли в политику из ИК Concorde Capital, собственник которого Игорь Мазепа является партнером Коломойского и Боголюбова в латвийской дочке Приватбанка — AS PrivatBank. Герусом даже создана Ассоциация потребителей энергетики, регулярно наводняющая информпространство энергетической зрадой. Для полноты картины отмечу, что заявление, по которому начато расследование формулы, в НАБУ занес тоже не кто-нибудь, а депутат из УКРОПа Виталий Куприй.
Но главную битву Коломойский все же проигрывает – Михо-майдан так и не взлетел. Сентябрьская встреча олигарха и ущемленного в амбициях губернатора Одесской области в женевском отеле «Four seasons» воплотилась в жалкое подобие Антимайдана в Мариинском парке, которое теперь раздражает не только киевлян, но, судя по всему, и не знающих как красиво соскочить самих инициаторов «протеста».
Переформатировать отношения с НАБУ, прикрыть тылы и заполучить еще один инструмент в многоуровневой борьбе с Банковой для женевского эмигранта хороший вариант. Соблазн для НАБУ дружить с Коломойским против Порошенко тоже велик – в перманентном изнуряющем противостоянии с силовиками президента Артему Сытнику нужны точки опоры. И медийно-политическая машина Игоря Валериевича в этой связи была бы хорошим подспорьем.
Только сделав ставку на Коломойского, директор НАБУ может потерять куда более значимую подпорку — покровительство посольства США. Секретом Полишенеля является тот факт, что Артема Сытника до сих пор не снесли с должности исключительно благодаря американской поддержке. Однозначное лоббирование Сытником бизнес-политических интересов самого богатого оппонента власти точно не вызовет понимания у посла США Мэри Йованович.
Таким образом, директор НАБУ Артем Сытник застрял в клинче своих обязательств. А попытка выйти из них путем публичных заявлений на общественно одобряемые темы лишь усугубили ситуацию. Время, когда пиаром можно заменить неподкрепленную доказательную базу изобличений, безвозвратно прошло. А обратная сторона публичности такова, что теперь любые процессуальные нарушения со стороны детективов и судебные поражения также же будут становиться предметом громкого общественного разбирательства.
Кирилл Сазонов