В истории Украины и Финляндии больше параллелей, чем может показаться. Какие уроки может извлечь Украина для противостояния российскому агрессору из истории советско-финской войны? Как работает российская пропаганда в Европе? Как влияют на международную политику украинские посольства в Европе?
Об этом разговор с украинским дипломатом, чрезвычайным и полномочным послом Украины в Финляндии, по совместительству послом Украины в Исландии Андреем Олефировым.
– Андрей, недавно было создано так называемое представительство так называемой «Донецкой народной республики» в Финляндии, к чему приложил руку одиозный журналист Йохан Бекман – он же и возглавил представительство. Что делать с этим представительством и с пятой колонной, поддерживающей Москву?
Представительство «ДНР» создается уже три года подряд и пока существует разве что в Интернете и больной фантазии основателя
– Было бы прекрасно, если бы эта пятая колонна и состояла из одного Бекмана и пары его коллег. Хотя меня не может не радовать факт, что их все же немного. Представительство «ДНР» создается уже три года подряд и пока существует разве что в Интернете и больной фантазии основателя. В последний раз так называемое представительство он пытался открыть 9 декабря нынешнего года. Но Министерство иностранных дел Финляндии в очередной раз и публично, и по дипломатическим каналам заявило, что такое представительство не существует и существовать не может. Кстати, домен так называемого представительства находится в России.
– Как вы думаете, что движет Бекманом – деньги или убеждения?
Я не знаком с ним лично и не испытываю желания знакомиться – впрочем, видел его аккаунты в соцсетях, в частности, в Твиттере. Бекман писал, что я ни в коем случае не являюсь легитимным послом и представляю киевскую хунту. Не знаю, деньги ли это, другие мотивы – Бекман достаточно обеспеченный человек. Главная его цель – раздувать тему в российских СМИ. Кстати, представляется он как доцент Хельсинкского университета, хотя такого права, равно как и права преподавания там, давно не имеет. Должен сказать, украинские СМИ подхватывают то, что говорит Бекман для российских СМИ.
– Недавно состоялась скайп-конференция с освобожденными из российского заключения лидерами Меджлиса крымскотатарского народа Ахтемом Чийгозом и Ильми Умеровым. Как воспринимают это финны? Насколько такие форматы способствуют пониманию проблем Украины и крымскотатарского народа?
Финляндия последовательна в своей позиции касательно территориальной целостности Украины и украинского статуса Крыма
– С пропагандой нужно бороться правдой, не я это придумал. И благодаря такой скайп-конференции у меня была возможность донести происходящее до финнов. На следующий день выходили материалы, цитировавшие Чийгоза и Умерова. Такие форматы воспринимаются очень хорошо. Финляндия последовательна в своей позиции касательно территориальной целостности Украины и украинского статуса Крыма. К слову, Финляндия и Исландия были соавторами резолюции 2016 года касательно нарушений прав человека в Крыму. А уже 19 декабря в Генеральной Ассамблее ООН будет вынесена на голосование вторая резолюция по этому поводу – ее соавторами также стали Финляндия и Исландия. То есть прямая речь преследуемых Кремлем, тех же Чийгоза и Умерова, ложится на благоприятную почву, и это очень важно. Именно для того я все и организовал, чтобы информация была услышана из первых уст.
– Несколько недель назад отмечалась очередная годовщина Зимней войны – советско-финской войны 1939-1940 годов. Разворачивалась она, по сути, по сценарию нынешней российско-украинской войны: СССР напал на Финдяндию, сформировал в Териоки марионеточное коллаборационистское правительство, очень похожее на так называемое правительство Захарченко. Финнам удалось остановить советское наступление, однако ценой потери территории. Финляндия потеряла Виипури – ныне Выборг Ленинградской области. Я так понимаю, Крым и Донбасс как отрезанные территории сегодня в той же ситуации?
Главной цели – навязывания Финляндии марионеточного правительства – достичь СССР не удалось, как не удалось сделать этого в Украине
– Абсолютно. Но я бы начинал эту историю с 1917 года, когда Финляндия провозгласила независимость. А в 1918 были установлены дипломатические отношения с Украиной, тогда УНР, – финны и тогда поддерживали освободительную борьбу украинского народа. Агрессия против Финляндии в 1939 году действительно была спровоцирована обстрелом со стороны Красной армии. После этого был разрыв дипломатических отношений, бомбардировка Хельсинки. А заранее подготовленный сценарий появления Финской демократической республики очень напоминает историю с «ДНР» и «ЛНР». Та стодневная война закончилась для Финляндии утратой 11% территории, там проживало около 400 тысяч граждан, однако эти люди не остались на оккупированных территориях. Однако реалии все же были другими – Финляндия подписала договор с СССР, чтобы избежать утраты независимости. Впрочем, главной цели – навязывания Финляндии марионеточного правительства – достичь СССР не удалось, как не удалось сделать этого в Украине. Во время Второй мировой войны Финляндия оказалась между двух огней, между Сталином и Гитлером, сотрудничала с Германией, так что финны хорошо понимают сложности освободительной борьбы украинцев, в том числе на Западной Украине. Им понятен выбор того же Степана Бандеры – не в том дело, что он разделял идеи Гитлера, просто это была возможность бороться за независимость. Финны не стесняются своей истории и ее противоречий – чего нет у нас.
– Как в самой Финляндии сегодня воспринимают предлагаемый Украине вариант финляндизации, с утратой части территории? Как относятся к этому периоду своей истории сегодня?
Финляндия не то что пытается поддерживать – она была одним из инициаторов санкций
– После Второй мировой Финляндия была практически банкротом, а нужно было еще выплачивать репарации из-за сотрудничества с Третьим Рейхом. Но, как ни странно, благодаря этому финны сделали свою страну индустриальной и преуспевающей, неплохо использовав в своих целях СССР. К слову, Финляндия не была членом НАТО, но не была и среди стран Варшавского договора, что очень важно. Так называемая финляндизация, поддержка СССР – это была риторика, направленная вовне. А финны тем временем делали свое. И, к слову, политических лидеров того периода в Финляндии уважают и не отказываются от этого наследия.
– Сегодня Финляндия, с одной стороны, пытается поддерживать санкции против России, выступает за территориальную целостность Украины. Но испорченными финско-российские отношения при этом назвать нельзя. Финляндия оставляет свои двери открытыми для России.
– Финляндия не то что пытается поддерживать – она была одним из инициаторов санкций, о чем президент страны Саули Нийнисте лично напоминал в прошлом году Владимиру Путину. Его принцип – соседей не выбирают, и коммуникация с Россией происходит в четких границах санкционной политики ЕС.
– Вы давали свидетельства Генпрокуратуре в деле Виктора Януковича. Чувствовали вы в конце 2013 года, что внешнеполитические ведомства находятся под российским влиянием больше, чем когда-либо?
– Я как заместитель министра и руководитель комитета Украина-ЕС не осознавал, что подписание печально известного распоряжения сорвет подписание соглашения об ассоциации в Вильнюсе. С другой стороны, до этого никто не говорил, что ничего не будет подписано, речь шла о том, что подписание соглашения – моя главная задача. Однако после Майдана и побега Януковича для меня было важно в первую очередь сохранить саму консульскую службу, помещение – руководители были заняты решением прежде всего политических вопросов.
Виталий Портников