Насколько реален вариант введения самых жестких экономических санкций против РФ?
Как известно, до 29 января Америка должна окончательно определить все пункты новых санкционных мер в отношении России. А вот администрация Дональда Трампа этот момент как может оттягивает, а если вспомнить, то глава Белого дома высказывался о несогласии с подписанным им законом о дополнительных ограничительных мерах. Одним из пунктов таких мер является отключение российского государства от системы SWIFT. Это довольно серьезный вопрос, который может больно ударить по российской экономике, что на этот счет думают американские эксперты в области экономики.
По некоторым данным, в США по сей день нет единого мнения о том, как следует воздействовать на РФ, чтобы наказать страну за якобы вмешательство в выборы в Америке. И начало данной неопределенности положила позиция Дональда Трампа и его сторонников.
Стоит напомнить, что новый этап санкционного противостояния Америки и России начался 2 августа минувшего года, когда Конгресс представил американскому президенту на подписание новый документ о санкциях в отношении России. Тогда Трамп остался не вполне доволен законопроектом, назвав его недоработанным, однако все же принял решение его подписать. Новые санкции согласно пунктам документа коснутся лиц и предприятий, которые, по мнению спецкомиссии, подрывают кибербезопасность Соединенных Штатов Америки, вкладывают средства в российскую оборонную область, энергетические проекты, помогают властям Сирии, нарушают права человека, или же имеют отношение к коррупции.
При этом, в тексте законопроекта изначально не назывались конкретные предприятия, которые попадут под санкционный «каток». Чтобы определиться со списком, было дано время Госдепартаменту до 1 октября, однако тогда эти сроки были нарушены, и задание было выполнено позже почти на 1 месяц. По официальным данным, такая задержка была вызвана кадровыми проблемами. А вот оппоненты американского лидера посчитали, что Госдеп специально оттягивает время, чтобы попытаться не усложнять и так сложные отношения с Москвой.
Но все же как известно, 26 октября названия российских предприятий, попавших в черный список, все же были преданы огласке. В основном в него вошли компании, имеющие отношение к оборонному сектору. Однако в Евросоюзе эти меры вызвали возмущение, так как под эти ограничения также попали и европейские компании, к примеру те, что принимали участие в строительстве «Северного потока-2».
Затем Госдепартамент снова обратился с просьбой об отсрочке, так как ввод этих ограничительных мер немедленно, негативно отразился бы и на некоторых американских предприятиях. Тогда представители Госдепа заявляли, что всем кто вкладывал в российские сектора экономики, попадающие под санкции, следует дать время, чтобы завершить с ними работу.
Впрочем, Конгресс снова раскритиковал такое решение. И главный камень преткновения здесь – противостояние между исполнительной и законодательной властью в Штатах, которое продолжается с тех пор, как Дональд Трамп был избран президентом Америки. На Капитолийском холме уверяют, что пока администрация Трампа затягивает с введением ограничительных мер, в РФ придумают как их обойти. Одним из таких методов называют перевести оборонный бизнес в дочерние компании.
Как написано выше, последний срок введения санкций – 29 января. К этой дате уже должен быть сформирован перечень российских компаний, а также всех, кто продолжает сотрудничать с ними в сфере бизнеса. Но какие это будут ограничения, до сих пор не определено, и в Америки на эту тему до сих пор идут серьезные споры.
Одной из санкционных мер, по некоторым данным, является отключение РФ от системы SWIFT. Именно SWIFT является одним из главных инструментов взаимодействия российских банков с иностранными партнерами. Первый раз такое предложение было внесено еще в 2014 году, когда произошли события на Украине, а также в Крыму. А Европейский парламент даже одобрил решение о том, что такие меры как минимум следует изучить.
То, что такие жесткие ограничения эффективны, доказали американцы. Зарубежные экономисты привели пример с Ираном. Именно отключение SWIFT, по их мнению, и подтолкнуло Иран к подписанию «Ядерной сделки».
Британский аналитик Брюс Джонстон выразил мнение, что лишение возможности использования системы SWIFT российскими банками, непременно станет препятствием между российским бизнесом и остальным миром. Слова эксперта опубликовало издание Business Insider. Эта жесткая мера повлияет и на европейские предприятия, которым нужны российские деньги и энергетические ресурсы.
Джонстон считает, что если Путина лишить этой кредитной карточки, то для российской экономической ситуации это будет большим ударом. Собственно как это было с Ираном, когда все финансовые организации страны в 2012 году отключили от SWIFT.
Еще одним вариантом может быть отключение от системы лишь отдельных банков РФ, к примеру с государственным капиталом в уставном фонде, на что ранее намекал Герман Греф, глава Сбербанка.
Формально, SWIFT независимая организация, которой крайне невыгодно придерживаться колебаний в отношениях стран. Данная структура располагается в Бельгии, поэтому Америке напрямую они не подчиняются. А со слов представителя SWIFT, отключить Россию они могут, но только если такое указание будет исходить от ЕС, потому что они подчиняют именно европейскому законодательству. Поэтому чтобы такие меры были приведены в исполнение, Штаты должны убедить в своей правоте Брюссель.
На официальном Интернет-ресурсе SWIFT есть публикация, где они объясняют свою позицию относительно Ирана. Так, в марте 2012 года, поддерживая межгосударственное и всеобъемлющее противостояние в усилении санкций в отношении Ирана, организация в исключительном порядке последовала решению Евросоюза, и лишила страну права использования SWIFT. Если же говорить о России, то никто из 25 банкиров, входящих в состав мирового совета директоров, пока никак не прокомментировал введение подобных мер в отношении России. Ведь если вспомнить, то тогда предпосылки для отключения Ирана от SWIFT были намного значительнее, а именно, страна искала пути стать ядерной державой. А по внутренним правилам, SWIFT может перестать работать с отдельными финансовыми организациями, если те связаны с незаконными действиями, а вот на отключение целой страны, скорее всего SWIFT решиться только в исключительной ситуации.