Пока главные генераторы ненависти отдыхают и набираются сил перед боевым 18-м годом, информационный фронт прикрывает программа «60 минут» и ее ведущие Ольга Скабеева и Евгений Попов, которые выходят в эфир дважды в сутки.
Два выпуска – это не случайное число. Именно столько сейчас главных врагов у России. Их имена – США и Украина. Поэтому один выпуск «60 минут» посвящается США, а другой – Украине. Чтобы ни один враг не остался безнаказанным. О врагах России с удовлетворением рассказали в одной из программ «60 минут» от 10.01.18, когда представили результаты декабрьского опроса Левады-центра, социологи которого прямо так и спрашивали россиян: «Кого бы вы назвали врагом России?».
В итоге враги России были установлены. Вот они: для 68% россиян – это США, для 29% - Украина, для 14% - Европа, для 10% - бывшие республики СССР (Прибалтика, Грузия), для 8% - бывшие социалистические страны (Польша, Чехия, Венгрия). Характерно, что исламистов, исламских фундаменталистов, ИГИЛ считают врагами лишь 5% россиян, НАТО – враг для всего лишь 6%, а террористы – для 3%.
Тут надо пояснить, почему с лиц Ольги Скабеевой и Евгения Попова не сходила улыбка, когда они представляли данные этого опроса о врагах России. Это была улыбка людей, хорошо выполнивших важную работу и с гордостью предъявивших ее результаты общественности и заказчику. «Усталые, но довольные» - так обычно говорят о людях в данной ситуации. Дело в том, что отношения между опросной социологией и телевизором в России складываются как с почтовым дуплом, которое Пушкин описал в «Дубровском». В роли дупла – головы россиян, в которые телевизор закладывает содержимое, а Левада-центр старательно это содержимое вынимает и предъявляет тем же россиянам, объясняя им, что это их собственное мнение, которое в «дупле» само зародилось.
Темой программы «60 минут» от 10.01.18 стал конфликт между двумя православными церквами в Украине: Украинской православной церковью Московского патриархата и Украинской православной церковью Киевского патриархата. Наверное, трудно найти лучший пример для того, чтобы показать преступную суть российского телевидения, чем вот этот лживая манипуляция, которую устроили Скабеева с Поповым в своей программе от 10.01.18. Они показали кадры, в которых представители радикальной организации С14 блокируют вход в Киево-Печерскую лавру и требуют, чтобы эта православная святыня стала украинской и туда были допущены представители всех православных церквей.
«Эксперты» в студии Скабеевой и Попова тут же впали в управляемую истерику и стали демонстрировать публике оскорбленные религиозные чувства и предъявлять ущемленные православные достоинства. Депутат Журавлев объяснил, что действия радикалов из С14 – это ответ на растущий авторитет РПЦ в Украине. Проживающий в Евросоюзе украинский политолог Владимир Корнилов рассказал, что главный организатор и разжигатель ненависти к РПЦ – это украинская служба «Радио свободы».
Ярче других выступил глава международной дирекции ВГТРК Петр Федоров. Он объяснил, что идет разжигание религиозной войны. А это, знает Петр Федоров, самая страшная из всех возможных войн.
Как это всегда бывает на российских шоу ненависти, публике должен быть предъявлен живой враг. Для этой цели в студию обычно приглашается какой-нибудь карикатурный американец, украинец или либерал. В этот раз в качестве врага был приглашен украинский политолог Максим Яли, который, в отличие от ставшего звездой российского телевизора Вячеслава Ковтуна, карикатурой не является, но просто явно не готов вести полемику в условиях жесткого троллинга с опытными мастерами лжи и провокаций.
Максим Яли попытался рассказать российским телезрителям о причинах обострения конфликта вокруг «московского православия» в Украине. О том, как священник УПЦ МП в Запорожье, Евгений Молчанов отказался отпевать двухлетнего малыша, погибшего 31.12.17 в результате трагической случайности – на него упал самоубийца, выбросившийся из окна многоэтажки. Все остальные православные священники Запорожья, относящиеся к церкви, руководителем которой является Гундяев, также отказали родителям трагически погибшего младенца в отпевании. Их поддержал Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, который также подчиняется Московской патриархии. Причина того, что местные запорожские попы, ориентированные на Москву, отказали младенцу в отпевании в том, что данный младенец, оказывается, был неправильно крещен. Преступление погибшего младенца в том, что его крестили в Украинской православной церкви Киевского Патриархата. Такое, естественно, не прощается.
Украинцы ответили на это акцией «принесиляльку», в ходе которой к стенам православных храмов «московской ориентации» стали нести куклы изображающие детей. В студии «60 минут» это вызвало почему-то особое негодование. Украинского политолога Максима Яли довольно умело перебили, обсмеяли, затролили и в результате телезрители так и не поняли в чем там суть проблемы.
А проблема, действительно есть, хотя, конечно, никакой «религиозной войны» в Украине нет и быть не может. Просто идет процесс постепенного освобождения от еще одного инструмента влияния путинской России на Украину, отрезания еще одного имперского щупальца, которыми путинская Россия опутала Украину. РПЦ, возможно, самое живучее из этих щупалец. То, что УПЦ МП в своем нынешнем обличье является инструментом и проводником имперской политики Кремля в Украине, можно понять из высказываний ряда ведущих представителей этой церкви. Наместник Киево-Печерской лавры Павел, вышедший к «блокировщикам» 8.01.18 сообщил им, что Крым никогда не был украинским. Ранее данный священнослужитель отметился резкими антимайданными высказываниями, в частности, обвинениями в адрес студентов, что они выходили на Майдан за деньги госдепа.
В Украине в сфере религии идет довольно медленный процесс, который даже близко не похож на религиозную войну, как бы ее не хотелось разжечь обитателям российского телевизора. Есть явное несоответствие структуры религиозной идентичности граждан Украины и соотношения объектов собственности, принадлежащей разным православным церквям. УПЦ МП (Московский Патриархат) имеет сегодня свыше 11 тысяч приходов, УПЦ КП (Киевский Патриархат) – свыше 4 тысяч. В то же время опрос социологического центра Разумкова показал, что 39% православных Украины идентифицируют себя с УПЦ КП (Киевским Патриархатом), 25% заявляют, что они «просто православные», с УПЦ МП (Московским Патриархатом) идентифицируют себя 23%. Причем, доля тех граждан Украины, которые ориентируются на «московское православие» постоянно уменьшается. Попытки административно решить эту проблему будут ошибкой. Делать из попов, ориентированных на Москву, мучеников за веру, - это большая глупость. Время в этой ситуации работает на Украину. Влияние РПЦ в Украине будет неизбежно слабеть. Возможно, в процессе этой конкуренции церквей часть прихожан вообще отойдет от церкви, перейдет в разряд «верующих в глубине души», что в целом является проявлением процесса секуляризации, характерного для многих европейских стран. В любом случае религиозную войну в Украине разжечь не удастся. Как бы не старался российский телевизор.