12 января 1907 в Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929) и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980) появился на свет Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Ему было около трёх лет, когда Мария Москаленко ушла из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко. (В юности жил с ней и отчимом).
В 1929 г. под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ с К.Э.Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.
27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве Королёв был арестован, как и другие работники Реактивного института. В лагере был ПОДВЕРГНУТ ПЫТКАМ.
Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.
Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. По его заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года реабилитирован «за отсутствием состава преступления» 18 апреля 1957 г.
Сергей Королёв прошёл Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске. 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага.
В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был СУДИМ ВТОРИЧНО Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н.Туполева, ТАКЖЕ ЗАКЛЮЧЁННОГО, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
По воспоминаниям Л.Кербера, С.Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», — была любимая его фраза. Вместе с этим есть высказывание лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно Королёва: «Он никогда не был озлоблен…Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».
В июле 1944 года С.Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани.
При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске первого спутника, ни при полёте Гагарина. Лишь после смерти именем Королёва стали называть улицы, ему устанавливали памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены.
Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв НЕ ПОПАЛ на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток, пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.