Швейцарскому дипломату приписывают проведение крупнейшей гражданской спасательной операции за годы Второй мировой войны. Но вместо признания своей заслуги, он получил выговор и до недавнего времени был почти забыт.
В пригороде столицы Швейцарии, Берне, есть тихая улочка, носящая имя Карла Лутца. Спросите людей, проходящих мимо, и мало кто ответит, кто это.
Опытный дипломат Лутц в 1930-х годах был швейцарским консулом в Палестине. В Будапешт его перевели в 1942 году. Венгрия уже вступила в войну на стороне Германии, а в 1944 году нацисты оккупировали страну. «После немецкой оккупации Будапешта венгерские евреи, жившие в сельской местности, были очень быстро депортированы в Освенцим», - говорит эксперт по Холокосту Шарлотта Шалли.
Лутц понял, что нужно действовать очень быстро». Шалли считает, что Лутца можно сравнить с Оскаром Шиндлером, немцем, который спасал евреев, нанимая их на работу на свои фабрики (и позже был увековечен в фильме «Список Шиндлера»).
В качестве посланника нейтральной Швейцарии, Лутц представлял интересы стран, которые закрыли свои посольства в Венгрии, включая Великобританию и Соединенные Штаты. Поэтому он начал с того, что предоставил швейцарскую защиту любому, кто был связан со странами, которые он представлял. Одной из них была Агнес Хирши. Она родилась в Великобритании у венгерских родителей, которые позже вернулись в Будапешт. Ей, как и ее матери, был вручен защитный паспорт.
Но чтобы спасти евреев Будапешта, Лутцу нужно было пойти дальше. Он убедил немцев разрешить ему выдавать 8 тысяч дипломатических сертификатов. Затем он применил письма не к отдельным людям, как предполагали немцы, а к целым семьям. И как только он дошел до 7999, то просто начал снова под номером 1, надеясь, что нацисты не заметят повторов.
По оценкам историков, он спас 62,000 человек. «Это крупнейшая гражданская спасательная операция Второй мировой войны, - говорит Шарлотта Шалли.
Другие дипломаты узнали о методах Лутца и сделали то же самое - главным из них был шведский посол Рауль Валленберг.
Действия Лутца разозлили нацистских чиновников в Будапеште так, что они попросили у Берлина разрешение его убить, хотя до этого так и не дошло.
Когда стало ясно, что Германия проиграет войну, нацисты в Венгрии стали еще более жестокими. Вместо того чтобы организовывать депортации, они начали увозить еврейские семьи на берега реки Дунай и расстреливать.
В ответ Карл Лутц создал 76 убежищ. На территории Швейцарии спрятались тысячи человек. Битва за Будапешт шла два месяца. Агнес, справившая в убежище свой седьмой день рождения, смогла покинуть подвал в феврале 1945 года, когда битва закончилась победой Советского Союза.
Для Карла Лутца война закончилась, и его вернули в Берн. Но по приезду в Швейцарию он получил выговор за превышение полномочий. На протяжении десятилетий признание подвига Лутца, каким бы героическим он ни был, не соответствовало швейцарской решимости сохранять нейтралитет.
Тем не менее, швейцарский дипломат нашел счастье в руинах Будапешта. После войны Карл Лутц женился на матери Агнес, и сегодня Агнес все еще старается сохранить память о своем отчиме.