Украинский князь, крупнейший после короля землевладелец в Польше и Литве, владимирский староста (с 1550 г.), киевский воевода (с 1559 г.), коронный сенатор, (после 1596 г.). В течение почти 50 лет играл выдающуюся роль в политической и культурной жизни Украины. Защитник интересов православной церкви и украинских национальных традиций, сторонник культурно-религиозной автономии украинского народа, инициатор создания европейской антитурецкой лиги, борец с церковной Брестской унией. Основатель Острожской школы и типографии. При его поддержке напечатана первая полная Библия на церковнославянском языке.
Князь Константин-Василий Острожский происходил из славной магнатской семьи. Его пращуры вошли в историю как храбрые воины и попечители православных церквей. Основатель рода князь Даниил (?-1386 г.) происходил из династии туровских и пинских Мономаховичей — потомков Романа и Даниила Галицких. В городе Острог (ныне Ровенской обл.) он соорудил семейную резиденцию. Даниил прославился как щедрый меценат православных церквей и монастырей, победитель польского короля Казимира.
Старший сын Даниила, Федор (?-1441 г.), приумножил семейные угодья и не раз выступал во главе вооруженных отрядов против польских войск. Он также прославился воюя на стороне Яна Гуса против Тевтонского ордена, принял участие в Грюнвальдской битве (1410 г).
Его сын, Василий Красный (?-1461 г.), вместе с литовским князем Свидригайло боролся за независимость украинских и литовских земель от Польши, начал строительство укрепленного замка в Остроге и придворного Богоявленского храма.
Внука князя Василия, Константина Ивановича (1460-1530 гг.), летописи упоминают как великого литовского гетмана, брацлавского и винницкого старосту и талантливого полководца, одержавшего победы над татарами в 60 битвах. Захваченных пленных князь селил в своей резиденции — Остроге, где возникло татарское предместье с одноименной улицей и въездными воротами. Современники так описывали князя: «Он был роста невысокого, однако велик душой, со всеми любезный, щедрый с друзьями, милосердный с пленными и наиболее опытный из всех в военном деле». Князь Константин — подданный великого князя Литовского, немало воевал с Московской державой из-за пограничных Черниговской и Новгород-Северской земель. В битве на реке Ведрош (1500 г.) Острожский 'попал в Плен и был заточён в русском городе Вологда. Там его начали склонять на сторону московского князя. В 1506 г. Острожский якобы поддался на уговоры, однако, освободившись из-под стражи, бежал на родину и вновь начал воевать с Москвой. Этот поступок князя не простили русские летописцы, с тех нор называвшие его «врагом Божьим». Многочисленные военные победы, особенно под белорусским городом Орша (1513 г.), склонили к Острожскому польского короля. Ему были пожалованы многочисленные имения. Свое влияние при дворе князь использовал в интересах собственного народа и православной церкви. Он основал многие храмы и монастыри, способствовал созыву в 1509-1510 гг. церковного собора. Годы его жизни без преувеличения можно назвать золотым веком западнорусского православия. Король поручил Острожскому как воеводе решать споры между русскими феодалами, что князь и выполнял с надлежащими принципиальностью и справедливостью. Литовские и польские летописцы единодушно давали ему высшую оценку как человеку и государственному деятелю.
Острожский похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря.
Его сына Василия современники называли некоронованным королем Украины, владевшим третью Волыни и огромными имениями в Галичине, на Подолье, Киевщине, Черкасщине и на Левобережье — 25 городов, 10 местечек и 670 сел. В Украине даже бытовала поговорка: «Богат, как Острожский». Щедрый церковный меценат, Василий Острожский соорудил в своих имениях свыше 600 храмов (православных церквей, костелов, мечетей и синагог) и 20 монастырей. Он основал первое в Украине высшее учебное заведение и типографию. Как и отец, был храбрым и успешный полководцем.
Он родился в белорусском городе Турове и при крещении получил имя Василий, однако в честь отца нарек себя Константином. Видя упадок православия, Острожский стремился усилить его путем объединения на паритетных условиях с католической церковью. Князь имел множество единомышленников среди украинской шляхты, мещан, высшего духовенства. На собор 1593 г., обсуждавший создание униатской церкви, Острожский прислал собственные «артикулы» — условия объединения православной и католической церквей: 1) сохранение православного обряда; 2) запрет католикам отбирать православные церкви; 3) запрет переходить на латинское богослужение; 4) уведомление о вопросах унии патриархов православных Москвы и Молдовы; 5) улучшение материальных условий православной церкви; 6) уравнение в правах православного духовенства с католическим; 7) открытие школ для православного духовенства. Однако эти «артикулы» на соборе оглашены не были. Узнав, что переговоры о создании униатской церкви иерархи ведут втайне от украинского общества, Острожский предупредил, что отныне будет бороться против унии. Во время церковного собора в Бресте 1596 г. Острожского пригласили на заседание православных иерархов, решивших совещаться отдельно от католического духовенства. В ответ па провозглашение унии православный Брестский собор выразил протест, а Острожский подписал унию только под угрозой лишения имений. Авторитет князя был настолько высок, что до избрания новых епископов ему, наряду с двумя духовными пастырями, было поручено руководство православной церковью.
Последние годы жизни князь посвятил борьбе с унией. В поисках союзников он обратился к кальвинистам, однако объединение не состоялось из-за протестов православного духовенства.
Князь Острожский прославился как меценат. В 1572 г. были основаны школы в его родном городе Турове, в 1577 г. — во Владимире-Волынском, в конце 1570-х годов — в Слуцке и Остроге. Последняя вошла в историю как Острожская академия — первое в Восточной Европе высшее учебное заведение. Там преподавали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию, латынь, церковнославянский и греческий языки. Поэтому Академию иногда называли «триязычным лицеем» и «волынскими Афинами».
Поводом для создания этого учебного заведения стало желание князя издать Библию в церковнославянском переводе, которого еще не имел ни один из православных народов и на который можно было ссылаться во время полемики с католиками и протестантами. Доверенные лица Острожского разыскивали в книгохранилищах разных стран греческие и славянские переводы отдельных частей Священного писания. В 1581 г. такая Библия была издана, и это стало выдающимся событием в истории украинской культуры. В течение 170 лет «Острожская Библия» была наиболее чтимой у славянских православных народов книгой. В 1663 г. её переиздали в Москве, а в 1751 г., при императрице Елизавете Петровне, текст заново отредактировали в Петербурге профессора-украинцы. Эта «Елизаветинская Библия» до последнего времени оставалась общепризнанной.
Для перевода священных текстов требовалось немало образованных ученых, которых Острожский собрал при своем дворе, а после издания Библии решил сделать преподавателями основанной в Остроге высшей школы. Среди них был и Иван Москвитин (более известный как Иван Федоров) — первый русский книгопечатник. Возглавил академию шляхтич Г. Смотрицкий. За 47 лет существования Острожская академия воспитала немало славных деятелей, среди которых — гетман П. Сагайдачный, митрополит киевский И. Борецкий и др. Наиболее способных воспитанников князь на свои средства посылал в европейские университеты для продолжения обучения.
Константин-Василий, его старший брат Илья и их жены, пребывая при дворе польских королей, ни в чем не уступали магнатам-католикам, со многими из которых состояли в семейных узах, одевались и вели себя в обществе так же, как и вельможи Речи Посполитой. Прижизненные портреты членов семьи Острожских, судя по сохранившимся копиям, выполнены лучшими придворными живописцами. О внешности Константина-Василия дает представление золотая медаль с его портретом (Государственный Эрмитаж России), обнаруженная в XVIII в. в Киево-Печерском монастыре. Мастер-медальер не идеализировал внешность князя и тщательно воспроизвел его резко очерченные скулы и узкие глаза. Облачение князя соответствует европейской моде XVI в.: на голове шапка, из-под расстегнутой шубы с роскошным меховым, воротником и золотыми пуговицами виднеется богатый кафтан, подпоясанный металлическим поясом с драгоценными камнями.
Женой Константина-Василия Острожского была София Тарновская, дочь краковского кастеляна. Своих дочерей, Елизавету и Екатерину, князь выдал замуж за могущественнейших магнатов — Я. Кишку и К. Радзивидла. Сын Екатерины, Януш Радзивилл, в XVII в. играл одну из главных ролей в Княжестве Литовском.
К сожалению, Константин Константинович стал последним из Волынских Острожских поборником православной веры. Его дети приняли католицизм и воспитывались в латино-польском духе. При их княжении в Остроге постепенно пришла в упадок и затем прекратила существование славная Академия.